Аграрный форум. То густо, то пусто

Отменив экспорт зерна, власти загнали себя в ловушку.

Главная интрига нынешнего сельхозгода – как правительство будет отменять запрет на экспорт. Цены на зерно за границей приближаются к 11 тыс. рублей за тонну, а значит, после отмены эмбарго автоматически взлетят и в России. Нужно ли это властям накануне парламентских выборов?

На прошлой неделе в Ростове прошёл аграрный форум, организованный газетой «Ведомости». В нём участвовали ведущие эксперты и игроки аграрного рынка России. По мнению специалис­тов, ключевой проблемой нынешнего сельхозгода станет отмена запрета на экспорт зерна. Закрыв в прошлом году границы, власти обрушили цены на внутреннем рынке. Однако за рубежом цена на зерно, прежде всего пшеницу, ячмень и кукурузу, растёт. В начале февраля продовольственная пшеница стоила на внешнем рынке почти 10,5 тыс. рублей за тонну на условиях «FOB Новороссийск». На российском рынке – 6-7 тысяч рублей. Разница – 4,5 тысячи рублей, подсчитывает гендиректор агроиндустриальной корпорации «Астон» Вадим Викулов. Предпосылок того, что цена на мировом рынке зерна будет падать, сейчас нет – по данным Департамента сельского хозяйства США, мировые запасы пшеницы сокращаются по сравнению с 2010 годом почти на 20 млн тонн (по прогнозу – до 177,9 млн тонн в 2011 году).

Россия недобирает по озимому севу три млн га, – говорит Вадим Викулов. – Селяне отреагировали на запрет экспорта сниженим посевной активности. Вдобавок на рынок влияет принудительное распределение фуражного зерна из интервенционного фонда. Парадокс, но пшеница 3-го класса сейчас не имеет преимуществ перед фуражом – она никому не нужна. В итоге крестьяне всё больше склоняются к масличным и техническим культурам.

Недобор пшеницы на внутреннем и внешнем рынках означает лишь одно: как только правительство отменит запрет на экспорт, цены на внутреннем рынке взлетят вверх и сравняются с мировыми. Для аграриев это хорошо, но пойдёт ли правительство на такой шаг накануне думских, а потом и президентских выборов? Неизвестно. Эксперты надеются, что долго сдерживать рынок не удастся и запрет всё же будет снят. Вопрос в том, кто из аграриев сможет «дотянуть» до этого события и не продавать зерно.

– Да, вслед за ценами на зерно вырастет цена на мясные продукты, хлеб – по нашим подсчётам, на 14%. Но это не критическая величина, – говорит Викулов. – После подорожания удобрений и топлива себестоимость одной тонны пшеницы достигает 4,7 тыс. руб.

Рентабельность производства незначительна. Открытие внешнего рынка увеличит доходность сельхозпроизводства на 60%. Не надо субсидий и доплат – дайте справедливую цену для нашей продукции, это главный стимул для агрария.

Начинать готовиться к отмене эмбарго нужно уже сейчас, считает Викулов.

Вообще, в России сложилась уникальная ситуация: высокий урожай для производителя менее выгоден, чем низкий, утверждает директор департамента маркетинга ОАО «Ростсельмаш» Заур Дышеков.

– Пару лет назад урожай в России достиг 97,1 млн тонн. Переизбыток зерна привёл к падению цен – при средней цене в 3,5 тысячи рублей общий доход аграриев составил 340 млрд рублей. А в прошлом году собрано 60 млн тонн. Цена поднялась – аграрии должны в итоге получить до 457 мрлд рублей. Выходит, у нас год густо, а год – пусто, – разводит руками эксперт.

Ситуацию могут исправить залоговые закупки зерна, говорит Дышеков. В США похожая мера применяется – и колебания в цене достигают 1,5-4 процентов.

Стимулировать на самом деле нужно не производство, а потребление, считает глава Мясного союза России Мушег Мамиконян. Субсидии производителям нарушают конкуренцию – кто-то их получает, а кто-то нет. Надо доплачивать не производителям, чтобы компенсировать их затраты, а покупателям, чтобы они могли позволить себе купить тот или иной продукт невзирая на цену.

– Это проверенный американский путь развития – и только он гарантирует решение двух задач одновременно. Производитель получает выгодную для него цену реализации, а покупатель – дополнительные средства на продукты, – размышляет Мамиконян.

По словам экспертов, в России эта мера может быть реализована в виде доплат на «социальные» продукты или продуктовых карточек для малоимущих слоёв населения. В своё время единороссы уже вносили в Госдуму соответствующий законопроект, однако конкретных решений не последовало. Как заявил депутат госдумы, владелец ГК «Русская свинина» Вадим Варшавский, депутаты от своей инициативы до сих пор не отказались.

– Продуктовые карты – вполне современная и действенная мера поддержки потребления. Вопрос «увяз» в правительстве, но мы обязательно постараемся его решить положительно, – заявил чиновник.

– В 2011 году на зерновую ситуацию повлияет то, соберёт ли Россия достаточный урожай. Но, к сожалению, не все решения власти исходят не из рыночной логики, – заявил «Крестьянину» на условиях анонимности один из аналитиков. – Между чиновниками Белого дома и Минсельхозом наметилось серьёзное противостояние, в том числе по срокам отмены эмбарго. И от того, как оно разрешится, и будет зависеть развитие АПК...

Выразить свое отношение: 
Рубрика: Сельское хозяйство
Газета: Газета Крестьянин