"Пляска" ценников народ не веселит (Крестьянин №25)

 Чуть ли не каждый день торговые точки встречают нас новыми ценниками, где стоимость товара все круче и круче. Так что очередной поход за покупками способен привести в уныние даже отчаянных оптимистов. Еще вчера, к примеру, банка масляной краски в столице стоила сто пять рублей, сегодня - сто семьдесят. Мешок цемента - сто пятьдесят, а теперь - двести десять рублей. Килограмм черешни - 450, нынче уже шестьсот рублей. Монополисты, с молчаливого согласия властей, творят что хотят. И сколько ни говори о росте доходов населения, разве им угнаться за такими вот аппетитами?

 С одной стороны, нельзя, конечно, забывать горький опыт социализма с его тотальным дефицитом. С другой - «ценовая пляска, вольница» мало напоминает цивилизованные рыночные отношения. Скорее, циничный и, как ни странно, дозволенный властями грабеж. В феврале 1995 года президент Ельцин подписал Указ «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)». Эти функции были полностью переданы федеральному правительству, которое возглавлял тогда незабвенный Виктор Черномырдин. Оно решило, что и как тут корректировать. Можно: цены на газ, воду, канализацию, электричество, железнодорожные и автоперевозки, плату за проезд в общественном транспорте, обслуживание в морских и аэропортах. Все остальное - нет. Иначе, мол, опять придем к нехватке товаров.

 Российский парламент вознамерился исправить ситуацию и подготовил соответствующий законопроект. Его цель - обозначить принципы, с учетом которых там, где нет государственной монополии, можно было бы, выражаясь протокольно, вводить административные ценовые ограничения. Закон этот - «О ценовой политике в Российской  Федерации» может быть «рамочным». То есть без указания прямых «регулирующих норм». В то же время он исключил бы возможность определять тарифы произвольно, исходя «из экономически обоснованных затрат».  Каковы тут критерии, кто их «обосновывает» - неизвестно. Зачастую их берут с потолка монополисты.

 В памяти многих свежи дискуссии 2006 года по тарифам на услуги проводной телефонной связи. Несмотря на  жесткую критику населением, парламентом, их все же увеличили в два раза. Тарифы жилищно-коммунальные постоянно опережают инфляцию. Только за минувшие жаркие майские дни бутилированная вода во многих магазинах Москвы подорожала аж на 25 процентов. Столь же резко взлетели «сезонные» цены на строительные материалы. Даже если, допустим, изготовитель указывает на своем изделии: «Рекомендуемая цена - сто рублей», торговая сеть предложит его рублей за

 300-400. Какие тут экономические обоснования, причины, кроме алчности, жажды легкой наживы?

 Закон, по замыслу его авторов, должен покончить с «потолочными» ценами, с диктатом в отраслях, где они не контролируются Федеральной антимонопольной службой. К ним относится торговля медикаментами, основными продовольственными, детскими товарами. Здесь рынок поделен между теми, кто цинично использует безвыходное положение потребителя. Таковы же причины высоких цен на горючее. Столь же очевиден и сговор тех, кто поделил сектор фармацевтический, чтобы сообща опустошать карманы больных. А цены на жилье, скорость роста которых многократно превышает инфляцию?

 За последние годы неоднократно предпринимались попытки принять вышеназванный закон о регулировании цен.  Предлагались конкретные меры. Скажем, повышение тарифов естественных монополий ограничить величиной инфляции, заложенной в федеральном бюджете на соответствующий год. И всякий раз на его пути стеной встают лоббисты тех, кому достаются гигантские прибыли, кому чрезвычайно выгодно теперешнее положение вещей.  Права потребителей можно, конечно, отстаивать в суде. Но, опять же, опираясь только на закон, которого нет и, похоже, не будет. Ибо правительство вновь заявило, что не допустит его принятия. «Любое прямое регулирование цен приведет к дефициту товаров», - считает, например, глава Минэкономразвития Герман Греф.

 Тем временем в недрах Госдумы созрел законопроект о налоге на роскошь. К ней отнесены жилые дома, квартиры, дачи, земельные участки стоимостью свыше пятнадцати миллионов рублей, а также автомобили, самолеты, вертолеты, катера и яхты ценою от двух миллионов рублей. Еще - драгоценные металлы и камни, изделия из них, произведения живописи и скульптуры от трехсот тысяч рублей и дороже. Введение такого налога, как полагают авторы, будет способствовать укреплению социальной справедливости.

 Однако правительство так-же поспешило уведомить депутатов, что не поддержит и этот законопроект, «поскольку он повлек бы за собой двойное налогообложение имущества». К тому же, мол, состоятельных собственников становится все больше. Дай, как говорится, Бог. А пока что девяноста процентами российских богатств владеет лишь десятая часть населения.

 - С приближением парламентских выборов станет нарастать волна подобных требований, предложений, - пояснили мне в аппарате вице-премьера Александра Жукова, ведающего вопросами экономики, законопроектной деятельности.

 Так-то оно так, но о чем же говорить с избирателем, если не о самом для него важном, насущном?

Александр Демидов,

наш соб. корр.

г. Москва

Выразить свое отношение: