Опасная штука – «демократический централизм»

Однажды он уже подвёл коммунистов

К нынешней избирательной кампании ряды желающих порулить страной сильно поредели. К борьбе за думские мандаты, президентское кресло, согласно законодательству, допущены лишь семь политических сил. Разной «весовой категории», с разной судьбой. Не последнее место занимает КПРФ. Её история берёт начало аж в девятнадцатом веке: РСДРП, РСДРП(б), РКП(б), ВКП(б), КПСС. В теперешнем виде существует с 1993 года, как левая политическая партия. Количест­во региональных отделений – 81, число членов – более 154 тысяч. Имеет представительство в органах власти на местах. Во время октябрьских событий 1993 года однозначно высказалась в поддержку Верховного Совета. Однако её структуры участия в них не принимали. Тем не менее Борис Ельцин тогда её запретил.

Стратегическая цель – построение «обновлённого со­-
циализма». В краткосрочной перспективе – приход к власти патриотических сил, национализация недр и стратегических отраслей экономики при сохранении малого и среднего бизнеса, усиление социальной направленности политики государства. Среди популярных лозунгов: «Вернём утраченную Родину!», «Защитим русских, возродим дружбу народов!». Ещё: «Утроим налог для богатых и удвоим пенсии». Бессменный председатель Центрального исполнительного комитета (ЦИК) – Геннадий Зюганов.

Это вторая по представительству партия в Госдуме. У неё 57 мандатов. А в 1999 году их было 113. Меньше стало приверженцев коммунистических идей? Спорный вопрос. Особенно на фоне массового обнищания народа. Другое дело – предвыборные обещания остаются на бумаге. Это не обещания, поясняют лидеры КПРФ, а наша программа. Чтобы её выполнить, надо иметь власть. Не только в Госдуме, но и в правительстве. А пока наши предложения отвергает парламентское большинство.

Всё же КПРФ удалось повлиять на некоторые решения. В частности, добиться увеличения бюджетных средств на нау­ку, реальный сектор экономики, тяжёлую промышленность. И действуют коммунисты при этом энергично, напористо, дружно. В своё время, возму­щё­н­­ные невниманием фракции «Единая Россия» к их предложениям, решили выйти из руководящих органов палаты. Этому не подчинились тогдашний спикер Геннадий Селезнёв, актёр Николай Губенко, юрист Светлана Горячева. За что были тут же исключены из партии.

Решительно, бескомпромиссно пресекаются «разброды и шатания», свойственные многим политическим организациям. Изгнаны «зарвавшийся бизнесмен» Геннадий Семигин и его единомышленники. Не так давно за отступления от генеральной линии потерял свой пост первый секретарь Московского горкома КПРФ Владимир Улас. Под «колесо истории» угодили за похожие провинности партийные функционеры Санкт-Петербурга, Челябинска.

Уважение к дисциплине, демократический централизм – подчинение структур нижестоя­щих вышестоящим – давняя традиция коммунистов. В своё время она и погубила КПСС, когда её возглавлял Михаил Горбачёв. Обкомы, райкомы партии, ЦК союзных республик негодовали по поводу бездарных действий и решений генсека. Но никто не посмел выступить инициатором созыва пленума ЦК, чтобы на нём отстранить от власти незадачливого кандидата на пост вождя.

К Геннадию Зюганову эти упрёки, пожалуй, не относятся. Будучи заведующим сектором, заместителем заведующего отделом пропаганды ЦК, забрасывал генсека, главного идеолога страны Александра Яковлева докладными записками о критическом положении в стране, отдельных регионах. Реакции – никакой. Не найдя поддержки, открыто выступил с критикой политики руководства партии.

В нынешних условиях КПРФ устоям власти не угрожает. А в обществе ещё велика доля тех, кто неравнодушен к её идеям и лозунгам. Как всякая современная цивилизованная партия, она не призывает сограждан к топору, овладевает искусством компромисса. Благо, вся наша политическая элита вышла из одного советского котла. Мирные способы борьбы за власть требуют куда более сложной работы, нежели вывод масс на баррикады.

– Нужна единая политика, единый блок партий и движений, – считают представители левых сил.

По их мнению, КПРФ к этому не стремится. Она вписалась в нынешнюю систему, ушла вправо и работает на стабилизацию власти. Более категорична Нина Андреева – «несгибаемый, сталинской закалки, большевик». Во времена СССР опубликовала в «Советской России» нашумевшую статью в защиту брежневского застоя: «Не могу поступиться принципами». Кое-кто из КПРФ, как она полагает, лелеет надежду на то, что новое руководство России может повернуть страну в сторону социализма. «Воистину, нет предела цинизму, приспособленчеству современных ревизионистов».

Владимир Путин, видя, что «Единая Россия» катастрофически теряет авторитет, срочно создал Общероссийский народный фронт. Против кого сражаться – непонятно. Зато помогло привлечь сторонников, попутчиков, обновить «медвежью» кровь.

За последние годы КПРФ тоже освежила, пополнила ряды. Молодые новобранцы пришли в региональные структуры, в парламент. Но ближайшее окружение председателя партии, как и сам он, – люди, которым далеко за шестьдесят, привыкшие беспрекословно подчиняться лидеру. А «единомыслие», как известно, делу плохой помощник. «Забронзовевший» Геннадий Андреевич, похоже, не понимает, что и сам идёт по неверному пути былых коммунистических вождей. На это обращают внимание многие политологи. В частности, Михаил Делягин: «Новые настроения в КПРФ и новые люди появляются. Но, подчиняясь лидеру, тем самым демонстрируют согласие на рабство. Что даром не проходит. Уйдёт – они не расправятся».

Сказано, быть может, слишком категорично. Однако не подвёл бы опять коммунистов демократический централизм.

Александр ДЕМИДОВ
г. Москва

Выразить свое отношение: 
Рубрика: Политика
Газета: Газета Крестьянин