Урны преткновения. «Перезагрузка» политической системы идёт с большими проблемами

Прошедшие выборы в Госдуму «перезагрузили» политическую систему России, сохранив её несущую конструкцию. Палата воспроизвела себя в прежнем, четырёхпартийном формате. Правда, в несколько иной конфигурации.

Накал предвыборных страс­тей, как и ожидалось, был высок. Во-первых, усложнилось экономическое положение в стране. Во-вторых, Госдума формируется уже не на четыре года, а на пять лет. Кроме того, оппозиционным партиям, той же КПРФ, важно было закрепиться хотя бы на пятой части парламентских кресел. Что в соответствии с Основным законом позволяет обращаться в Конституционный суд, Счётную палату, инициировать недоверие правительству. То есть открывает возможности для торга с властью.

Напомним данные Центр­избиркома. «Единая Россия» получила 49,3 процента голосов. Теперь у неё 238 мандатов и простое большинство. Цифра превышает общее число мест, полученных коммунистами, «Справедливой Россией», ЛДПР, которые также вправе считать своё выступление на этих выборах вполне успешным. КПРФ набрала 19,2 процента голосов, увеличила число мандатов с 57 до 92. Третий результат у «Справедливой России» – 13,25 процента и 64 мандата. А ведь ей, пережившей в предвыборный период отставку своего лидера Сергея Миронова с поста спикера Совета Федерации, массовый исход сторонников, социологи пророчили весьма скромные цифры. Некоторые вообще сомневались, что она получит «проходной балл». ЛДПР список замыкает, хотя тоже заметно улучшила свой результат: набрав 12 процентов, получила 56 мандатов, что на 16 больше прежнего.

Помимо прошедших в Госдуму добилось определённого успеха «Яблоко», преодолев трёхпроцентный барьер и вдвое улучшив свой результат 2007 года. Столь значительная «подвижка» не только греет самолюбие. Она даёт партии право на государственное финансирование, пропорционально числу полученных голосов. Кроме того, на думских выборах 2016 года ей будут вновь бесплатно предоставляться телерадиоэфир и печатные площади для агитации. «Пат­риоты России», «Правое дело» лишены такой преференции и смогут вести агитацию лишь на коммерческой основе. Между тем рекламные расценки тут, особенно на телеэфир, весьма недёшевы.

Президент и лидер федерального списка «Единой России» Дмитрий Медведев после завершения голосования сказал, что партия выступила на выборах достойно, по-прежнему является самой крупной политичес­кой силой, которая прошла в Госдуму. «И те результаты, которые мы получили, отражают реальный расклад политических сил в стране». Лидер «Единой России», премьер Владимир Путин охарактеризовал итоги выборов как оптимальные: «Для принятия текущих законов необходимо 226 голосов. У «Единой России» их 238. Это даёт возможность спокойно и ритмично работать, обеспечивая стабильность».

Хорошая мина при не совсем удачной игре. Партия власти рассчитывала, как минимум, на повторение прежнего результата – конституционное большинство в нижней палате, для чего были мобилизованы подконтрольные СМИ, административный ресурс. Буквально «не выходили из кадра» глава федерального списка единороссов Д. Медведев, председатель партии В. Путин. Однако столь массированная, «лобовая» пропаганда, к тому же на фоне экономических трудностей, которые переживает население, дали, как видим, обратный эффект.

Сегодня в партии идёт «разбор полётов». Уже подали в отставку мэры Ульяновска, Ахтубинска, где она не получила и тридцати процентов голосов. По той же причине готовятся сложить полномочия главы некоторых районных управ Москвы. В кругах, близких к верховной власти, поговаривают: дойдёт дело и до губернаторов.

А теперь немного арифметики: 238 голосов – это с учётом депутатов от Объединённого народного фронта (ОНФ). Среди них немало известных политиков, общественных деятелей, специалистов с весьма независимыми взглядами. Всегда ли будут голосовать солидарно с единороссами? Лидеры партии, предполагая возможный подвох с их стороны, просили мандаты добровольно сдать. Но Путин публично просил на такие уговоры не поддаваться. Сам же, готовясь к президентской кампании, создал свой предвыборный штаб уже на базе ОНФ.

Тем временем президент призывает победившие партии вступать в коалиции. Чтобы законы принимались широким большинством, чтобы все чувствовали ответственность за их судьбу. Но готовы ли оппоненты к такому сотрудничеству? Мнения на сей счёт весьма осторожные. «Формального соглашения ни с кем не планируем, –пояснил журналистам Сергей Миронов. – Будем руководствоваться прагматичным подходом и блокироваться с теми, кто поддерживает наши законопроекты. В частности, такие как освобождение от налога собственников небольших земельных участков, замораживание тарифов ЖКХ». 

Скептически отнёсся к подобной «блокировке» Владимир Жириновский: «ЛДПР никогда не вступит в коалицию со «Справедливой Россией». Эту партию мы не приемлем». Что же касается лидера КПРФ Геннадия Зюганова, то он ещё прежде заявил с большевистской прямотой: «Союз возможен. Однако лишь в случае, если те же «эсеры» на деле перестанут быть «запасным полком» Путина. Теперь он хотел бы проверить «мироновцев» на их оппозиционность: «Поддержат ли идею коммунистов о национализации минерально-сырьевых природных ресурсов?»

Ход этой кампании внимательно отслеживали за рубежом. Иностранные наблюдатели посетили многие избирательные участки на территории от Калининграда до Владивостока. Выборы в Госдуму, говорится в распространённом ими заявлении, соответствовали международным стандартам и законодательству РФ. Тем не менее в докладе президенту председатель ЦИК Владимир Чуров посетовал, что наблюдатели в своих отчётах «зачем-то пишут о недостаточности участвовавших в выборах партий». На что глава государства ответил: это – компетенция российских властей, а не международных организаций. И поблагодарил руководителя ЦИК за хорошую работу.

Сам В. Чуров посетил тогда несколько избирательных участков Московской, Тульской областей. И тоже не обнаружил существенных нарушений. Разве что в Туле пришлось конфисковать нестандартную урну. Её и продемонстрировал журналистам. Обещал вместе с нами её съесть. Ящик сувенирный, изготовлен из знаменитых тульских пряников.

Достаточно высока – 60,2 процента – была явка. Вместе с тем на три процента ниже, чем четыре года назад. А ведь призывы проголосовать не раздавались разве что из утюгов и холодильников. Впрочем, порог явки был отменён ещё на прошлых думских выборах. И представляла она теперь для членов комиссий скорее «статистический интерес».

Но как важна статистика для партий! За нею – отвоёванные или упущенные мандаты, новые возможности реализовать свои цели, задачи. Оппоненты единороссов подают иски в Центризбирком, судебные органы с жалобами на допущенные в процессе выборов нарушения, «украденные голоса». В Москве, других городах проходят митинги оппозиции, протестующей против «неправильных» выборов. Общественная палата РФ призвала граждан прекратить «площадные выступления». 

Лидер «Яблока» Григорий Явлинский, другие политики советуют партиям, недовольным итогами голосования, сдать депутатские мандаты. Но коммунисты не намерены «спешить с красивыми жестами». «Так легко отказаться от завоёванного? Это значит быть политическим безумцем», – полагает председатель «Справедливой России» Николай Левичев. 

От протестных акций в то же время не отказываются. Число митингующих весьма велико. В один из декабрьских дней администрация Москвы, например, санкционировала митинг на площади Революции. Заявлено было триста человек. Записалось через интернет на участие тридцать тысяч. Власти, опасаясь выхода ситуации из-под контроля, стянули в столицу подразделения внут­ренних войск МВД.

Митинг из-за многолюдности участников перенесён был с площади Революции на более вместительную, Болотную. Удобную для правоохранительных органов и в «стратегическом» отношении. Площадь практически на острове, с которого ведут пять-шесть мостов. И если толпа, разогретая лозунгами, пошла бы всё громить, её гораздо проще тут изолировать, пока не выдохнется порыв агрессии. Не станешь же вплавь перебираться через Москву-реку. Где, кстати, дежурили катера, а мосты были блокированы тяжёлой техникой. К счастью, всё прошло спокойно и закончилось аплодисментами в адрес полиции, которая вела себя корректно. Митинг показал, что вопросы к власти есть не только у политиков, но и у тысяч граждан, желающих, чтобы их слушали и слышали. И эту силу игнорировать уже нельзя.

Похоже, призывы Общественной палаты не срабатывают. В условиях современных средств коммуникации нужны иные формы реагирования. Но прежде всего – законность, прозрачность, открытость действий власти, её способность признавать, оперативно устранять ошибки. Россия, как никакая другая страна, устала от революций. Ей не хватало ещё розовых, тюльпановых, оранжевых, снежных.

Александр ДЕМИДОВ

г. Москва
Выразить свое отношение: 
Рубрика: Политика
Газета: Газета Крестьянин