Несмотря на запрещающий знак, сотни большегрузных машин едут в карьер через село, подвергая опасности жителей, разбивая дороги

Наш давнишний подписчик Фёдор Михайлович Мухин прислал в редакцию письмо с просьбой помочь навести порядок: «За нашим селом находятся семь карьеров, где добывают гравийно-песчаную смесь. Чьи это карьеры, мы не знаем, но знаем, что все машины туда идут через наше село. 

Сколько на этой дороге было несчастных случаев, даже один смертельный! Люди собирали сходы, однажды даже перекрывали дорогу. Приезжавшие начальники из района и края ничем нам не помогли. Машины как ездили через село, так и ездят».

Аж стены трещат

Однажды Фёдор Михайлович взобрался на ветряк, что стоит у него в огороде, и оттуда на протяжении 18 часов вёл наблюдение за дорогой. За это время в обе стороны по ней прошли: 271 «Камаз», 84 «Тонара» и 181 грузовик меньшей массы.

– Сейчас зимой интенсивность движения уменьшилась, но только потеплеет, всё опять возобновится, – уверен Фёдор Михайлович. – Однажды в конце села люди дорогу перекрыли, но приехала полиция и разогнала их. Мы к главе села Александру Фоменко не раз обращались, но он говорит, что у него нет полномочий на эту дорогу, так как она регионального подчинения.

– Но я же видел знак, запрещающий движение грузового транспорта, перед въездом в село и указатель на объездную дорогу, неужели никто не соблюдает правил?

– Нет, конечно. Здесь и милиция, то есть полиция, периодически дежурит. Остановят машину, о чём-то поговорят, руки пожмут – и дальше пропускают. А зачем они руки пожимают, как вы думаете? Мой сосед, Колька, однажды на камеру эти рукопожатия снимал. Потом на сходе хотел показать, но никому это не надо. Недоказуемо, говорят, – рассказывает Мухин.
С ним согласна и соседка Роза Козлова, она тоже уверена, что если бы у гаишников была заинтересованность навести порядок, они бы давно это сделали. 

– Они как раз около моего дома дежурят. Да, останавливают, но ни разу не видела, чтобы штраф выписывали, – рассказывает Роза Ивановна, – какое-то непонятное попустительство. Люди говорят, что слишком большие чины хозяева тех карьеров, потому и полиция бездействует. А жизни от этих машин нет. У меня по ночам кровать трясётся, стены трещат.

Почему ГИБДД так лояльна к нарушителям правил дорожного движения, пыталась ли она обуздать беспредел на дороге, мы, увы, не знаем. На запрос, отправленный редакцией в краевое управление ГИБДД ещё в ноябре, ответа пока нет. Так что пусть гаишники не обижаются на вольные трактовки их поведения балахоновцами. Где нет достоверной информации, там всегда присутствуют домыслы и слухи.
Не внёс ясности в ситуацию и заместитель главы админист­рации Кочубеевского муниципального района Николай Гура. Он, можно сказать, отписался, прислав в редакцию список предприятий и физических лиц, владеющих карьерами. По большому счёту, эта бумажка ничего не объясняет. А собственной позиции Николай Александрович не высказал.

Когда-то в 2002 году, в дни катастрофического наводнения, мне довелось общаться с Николаем Гурой. Он произвёл впечатление дельного руководителя, владевшего обстановкой и много сделавшего для оказания помощи населению. Но потом выяснилось, что бывший глава района, устранившийся от решения проблем, вышел сухим из воды, а Гура, взявший всё на себя, оказался крайним и был отдан под суд. Видимо, несправедливое решение отбило у Николая Александровича охоту проявлять инициативу. Прислал ответ, от которого никому ни холодно, ни жарко. Зато себе спокойней.

Только на кризис уповаем

Глава сельской администрации Александр Фоменко был для чиновника на редкость словоохотлив. По его словам, у заместителя, который в момент нашего разговора находился в отъезде, имеется толстенная папка, где собрана вся переписка по злосчастной дороге. Действительно, дорога является региональной, поэтому глава поселения реально влиять на ситуацию не может.

– Я полтора года бился, чтобы поставили запрещающий знак у въезда в село. Постоянно прошу, чтоб выставляли на дороге наряд ДПС. И они там действительно стоят, как действительно и то, что толку от этого мало, – рассказывает Александр Фоменко. – Однажды мы с депутатами поставили машину поперёк трассы, останавливали все грузовики и по-человечески просили поехать в объезд. Лично я за полтора часа завернул 39 машин. Но потом приехали милицейские начальники и объяснили мне, что я не прав, превышаю полномочия и создаю опасную ситуацию на дороге.

Фоменко не скрывает, что ссориться с хозяевами карьеров ему не резон. Там работает 158 жителей муниципального поселения. К тому же нет-нет да и выделят они ему гравия для подсыпки сельских дорог. Ремонтировать эти дороги из бюджета он не имеет права. Формально они муниципалитету не принадлежат. Чтобы оформить их в собственность, нужно потратить несколько десятков миллионов, которых в бюджете просто нет. Вот и вынужден строить отношения с предпринимателями на основе не законов, а понятий. Так, договаривался с ними о ремонте объездной дороги, которой всего девять километров. Каждому карьеру чуть больше километра надо было взять на себя. Но хозяева между собой не ладят, договориться не могут. А у семи нянек известно какое дитя, читай – дорога. Проще наплевать на правила дорожного движения и переть на фурах через село.

– Раньше они хоть делали вид, что со мной считаются, а теперь и в кабинет не дозовёшься. Двое хоть налоги в муниципалитет платят, а остальные чёрт знает где зарегистрированы. Нет на них никакой управы. Я думаю, что пока объездную дорогу не сделают, мы проблему не решим. Разве что кризис поможет и карьеры разорятся. Они всё жалуются, что им тяжко жить, – подытожил глава.

Потом всё же добавил, что есть маленькая надежда. Вроде бы, в районе пообещали выделить деньги на то, чтобы оформить объездную дорогу как межпоселенческую. После этого можно будет войти в федеральную программу и получить часть денег на её ремонт.

Я слушал главу, пытаясь проникнуться его бедами и терзаниями. Действительно, не позавидуешь. С одной стороны народ давит, и справедливо, с другой – несовершенство законодательства о местном самоуправлении, отсутствие должного финансирования делают его заложником обстоятельств и сильных мира сего.

А потом представил, будь это в другой стране, где просто-напросто чтят законы. Ведь проблема выеденного яйца не стоит. Поставили запрещающий знак, и все едут в объезд. Всё!

Но у нас по-другому. Наличие денег или мало-мальской власти даёт почему-то право плевать на законы. Если у тебя есть солидная «корочка» или в кармане шелестит, то все дороги и двери открываются. А законы? Они, по понятиям сильных мира сего, для быдла, которое и задавить не жалко, если на пути не кстати подвернётся.

Сергей ИВАЩЕНКО, наш соб. корр.
с. Балахоновское, Кочубеевский р-н,
Ставропольский край

Выразить свое отношение: 
Рубрика: Общество
Газета: Газета Крестьянин