С поля – в суд
30.11.2012 12:13
Сельхозпроизводители не могут призвать страховщиков к ответу.
Сухая осень на юге России приводит аграриев в отчаяние. В Ростовской области не взошла треть посевов озимых, на Ставрополье – четверть. Такая же картина на Кубани, где в некоторых районах чёрными остаются больше половины посевов. Но плохие виды на урожай, как это ни странно, не увеличивают число желающих застраховать посевы. Почему?
Обещанного ждут
ООО «Мутилинское» Верхнедонского района было названо единственным сельхозпредприятием на севере Ростовской области, застраховавшим посевы в этом году. Руководитель предприятия Николай Агафонов рассказал, что в этом году у него произошёл страховой случай: погибло 332 га посевов. Переговоры со страховой компанией тянулись несколько месяцев, за это время не один раз пришлось бросить полевые работы и съездить в Ростов, но всё это руководитель считает терпимыми трудностями. Гораздо неприятней то, что сумма страховых выплат, которую подтвердила и выплатила страховая компания, в четыре раза ниже реально понесённого ущерба.
– Можно было подать в суд и добиться справедливости, но я не хочу: слишком трудно, – говорит Николай Агафонов. – Крестьянин должен землю пахать, а не по судам бегать. К тому же мы научены горьким опытом соседа.
Сосед – это СПК «Комсомолец Дона», который до сих пор не получил страховое возмещение за гибель урожая ещё в прошлом году в той же страховой компании.
Лёд недоверия не растаял
Позапрошлой зимой погода в районе не радовала: короткие оттепели сменяли морозы. Поля СПК «Комсомолец Дона» сковала ледяная корка. Весной выяснилось: 80% посевов на 322 га погибло. Ущерб оценили в 2 миллиона 800 тысяч. Но получить возмещение от страховщика не смогли.
– Три раза заказным письмом агронома-эксперта вызывал, чтобы акт составили, – вспоминает Владимир Стефанович. – Не ехали. Пришлось в суд подавать.
С тех пор прошёл год, руководитель помимо своих обычных обязанностей регулярно ездит за 380 км в Ростов на заседания суда.
Главным аргументом страховой компании в суде стало то, что ледяная корка, которая сгубила озимые на полях СПК, не входит по договору в перечень рисков, от которых сельхозпроизводитель страховал урожай. А ещё – что сельхозпроизводитель нарушил технологию и причиной гибели урожая, по их мнению, стал плохой предшественник и некачественная
подготовка пара.
На другой чаше весов – заключение доктора сельхознаук А.И. Грабовца (ДЗНИИСХ), справка из метеостанции. Свою экспертизу назначил суд. Но фирма «СканЭкс», которую для этого привлекли, смогла только проанализировать данные спутникового мониторинга.
– На этих снимках можно оценить только биомассу, а не состояние посевов. Пшеница погибла – вырос сорняк, о чём могут сказать эти снимки? – спрашивает Владимир Лукьянов.
В сентябре, спустя почти год разбирательств, суд вынес решение, которое можно назвать компромиссным: если председатель СПК оценил свои убытки в 2 864 878 рублей, то суд посчитал достаточной сумму в 1 718 927 рублей. Но страховая компания с этим решением
не согласилась и подала апелляцию, поэтому денег сельхозпроизводитель не получил до сих пор.
– Да они никогда не отдадут деньги легко. В этом смысл их существования, – сделал выводы Владимир Лукьянов.
Давно растаял лёд на его полях, но лёд недоверия в нём самом стал только крепче.
Один нашкодит – виноваты все
Недоверие сельхозпроизводителей к системе агрострахования – тотально. И государственное реформирование здесь ничего не изменило. Это подтверждают данные Национального союза агростраховщиков. За 10 месяцев 2012 года в РФ по договорам сельскохозяйственного страхования с господдержкой застраховано даже меньше площадей, чем в прош лом году (11,3 млн га против 14,2 млн га за 12 месяцев 2011 года). При том что по сравнению с прошлым годом компании – члены НСА снизили тариф на 20%. Основным ступором развития страхового бизнеса НСА видит региональные минсельхозы.
– В регионах, пострадавших от засухи весны-лета 2012 года, прямую помощь из бюджета получили и те хозяйства, которые не заключали договоров страхования, – заявляет президент НСА Корней Биждов. – Были ситуации, когда сельхозтоваропроизводители, урожай которых
был застрахован, получили возмещение из региональных бюджетов в меньшем размере и во вторую очередь. Очевидно, что такая практика некоторых региональных властей дестимулирует аграриев и стала одним из факторов, препятствующих развитию системы сельскохозяйственного страхования.
Но опрошенные газетой «Крестьянин» донские аграрии другого мнения. ООО «Мутилинское» получило компенсацию 70% затрат от регионального бюджета (300 тысяч рублей) раньше, чем страховое возмещение. И считает эту помощь если не существенной, то своевременной. Главной же причиной недоверия к страховым компаниям называют вот такие негативные примеры и ещё – отсутствие информации о работе других страховых компаний в регионе.
Хотя с последним нельзя согласиться. Отчёты о работе страховых компаний публикует в открытом доступе на сайте Федеральная служба по финансовым рынкам (региональное отделение по ЮФО). По этим данным можно составить впечатление о надёжности страховщика. Кроме того, всю подноготную компании можно узнать, задав её название в картотеке дел Арбитражного суда региона – были ли обоснованные претензии со стороны клиентов, чем всё закончилось? Весомым аргументом в пользу надёжности страховой компании является и то, раскрывает ли она информацию о случаях страхового возмещения.
О четырёх таких случаях в этом году охотно рассказал начальник управления сельхозстрахования Южного окружного филиала ООО «СК “Согласие”» Николай Григоренко. Три выплаты в Неклиновском районе и одна – в Ремонтненском. Суммы возмещений – от 274
тысяч рублей до 752 тысяч. Страховые случаи произошли по причинам вымерзания озимого рапса, почвенной засухи, градобития.
– Отсутствие денег и информации – не главная причина, по которой сельхозпроизводители отказываются страховаться, – считает Николай Григоренко. – Причина в том, что при расчёте возмещений страховщики по закону исходят из величины средней урожайности за пять лет, и эти данные берутся из органов статистики. Но не все сельхозпроизводители честно сообщают о своей урожайности. Многие занижают, что лишает их возможности получить адекватную компенсацию ущерба. Кроме того, картину портят неблагонадёжные страховые компании. С вступлением в силу поправок в закон таких хоть и стало меньше в три раза, но по-прежнему если одна фирма нашкодит, откажет необоснованно в выплате, дурная слава быстро распространится на все компании.
Выразить свое отношение: