«Южный обход» – в обход закона

Новую дорогу начали строить, не договорившись с собственниками земли.

Мы, вроде бы, уже двадцать лет не живём по принципу «общественное выше личного». Но вот в Ростовской области появился большой
инвестор, построил завод за 220 миллионов долларов – и региональные чиновники решили, что ради такого гиганта интересами местных жителей можно пожертвовать.

– Помогите! – обратились к «Крестьянину» землевладельцы Красного Сулина. – Ради завода «Гардиан» нас лишают собственных участков!

Дорогому гостю и обещаний не жалко

«Гардиан» – один из крупнейших в мире производителей стекла. Привлечённый на донскую землю, он должен был стать своеобразным локомотивом для Красного Сулина. Тысяча рабочих мест, налоги в бюджет, мировая известность области как инвестиционно
привлекательного региона – всё это наверняка воодушевило только что вступившего в должность губернатора Василия Голубева. В октябре 2010 года он встретился с руководством компании и выразил готовность следовать всем договорённостям, заключённым прежним
главой области ещё в 2008 году.

С тех пор «Гардиан-Стекло» не сходил с языка областных чиновников и был включён в сотню губернаторских проектов. В обмен на миллионные инвестиции правительство Ростовской области гордо назвало красносулинскую промзону «индустриальным парком» и обещало обеспечить его инфраструктурой. В частности, построить две трассы: «Северный обход г. Новошахтинск» и «Южный обход г. Красный Сулин».

Как обычно бывает, со строительством дорог почему-то затянули. Ещё в декабре «Гардиан» выпустил первую партию продукции, а вопрос с пресловутой инфраструктурой до сих пор не решён. Из двух дорог построена только новошахтинская трасса. Но и здесь чиновники не довели дело до конца: дорогу построили, а про людей, у которых они изымали участки под трассу, забыли. Так и сидят бывшие собственники в ожидании компенсаций.

«Южный обход» вообще не готов. Строительные работы начались только в ноябре прошлого года, хотя по планам в декабре 2012 их должны были закончить. Видимо, изрядно затянув дело на стадии проектировки, минтранс решил нагнать во время строительства. И приказал фирме, выигравшей тендер на прокладку дороги, начать работать на земле, которая ещё принадлежала (и принадлежит до сих пор!) собственникам из Красного Сулина. Здесь, на сельскохозяйственных угодьях красносулинцев, уже вовсю орудуют автогрейдеры.

Область им сказала: «Надо» – Тшлангян ответил: «Есть!»

Поле, на котором самосвалы давят колёсами чернозём, раньше принадлежало СПК «Клевцово». Его пайщики сдавали землю в аренду, получали за это несколько тонн зерна, макароны, около 40 литров подсолнечного масла и центнер арбузов. С арендатором, конечно, иногда случались разногласия, но в целом такая форма распоряжения землёй людей устраивала.

– С 2005 года земля кооператива принадлежала нам на праве общей собственности, – рассказывает Наталья Кравцова, бывший пайщик СПК «Клевцово». – В конце 2011 года мы задумали выделить паи и стать полноправными владельцами земли. В марте 2012-го получили проект межевания, в августе зарегистрировали права и получили в собственность по 9,03 гектара... А в ноябре к нам прибыла делегация из министерства транспорта. Возглавлял её начальник управления строительства и реконструкции автодорог Маргос Тшлангян. Он протянул нам предварительные договоры и потребовал их подписать. Но на предложенных условиях мы заключать договор отказались.

После этого Тшлангян ещё несколько раз общался с нами, настойчиво убеждая не сопротивляться.

Бывшие члены СПК «Клевцово» вспоминают, что в июне 2012 года их уведомляли о строительстве трассы «Южный обход». Пайщики расписались в уведомлении и были готовы к тому, что землю предстоит отдать.

– Наши участки на поле расположены полосами, – объясняет собственник Полина Шаповалова. – Согласно проекту, дорога пройдёт перпендикулярно этим полосам, как раз посередине. Так вот, министерство транспорта предлагает нам в своих договорах выделить
участки по 0,2-0,3 гектара – то есть раз-бить единый участок на три неравных отрезка, каждый из них отдельно зарегистрировать и после этого предоставить государству. Всё это требует не только сил и времени, но и денег... В 2011 году мы отдали по десять тысяч рублей, чтобы оформить документы. А теперь что, платить заново?

Возмущает собственников и тот факт, что за все неудобства они получат крошечные компенсации: около 34-45 тысяч рублей, из расчёта 153,7 тыс. рублей за 1 га.

– Мы назвали свою цену: 300 тысяч рублей за гектар, – говорит Кравцова. – Это рыночная стоимость, и именно такую сумму обещало собственникам министерство, когда строило «Северный обход Новошахтинска».

Как ни странно, при строительстве новошахтинской трассы сумма компенсаций действительно была больше: её рассчитывали не только за гектары, но и за ущерб. Например, за участок в 0,27 га владельцу полагалось 15 тысяч рублей – согласно рыночной стоимости, 75 тысяч – за упущенную выгоду, и ещё около 3 тысяч – за пользование примыкающей территорией (временный отвод). Итого – 93 тыс. рублей. Почти в три раза больше, чем может получить собственник такого же участка под «Южным обходом».

Впрочем, сумма сделки для новошахтинской дороги – скорее, цифра для успокоения. Некоторые собственники всё ещё ждут этих денег.

Итак, областной минтранс и красносулинские землевладельцы не сошлись в цене. Что, как бы вы думали, предприняли чиновники? Пересмотрели сдел ку? Пересчитали компенсации? Учли ущерб? Как бы не так! Пренебрегая даже малейшими представлениями о правовых нормах, они послали на сельскохозяйственные угодья автогрейдеры. В один прекрасный момент, проезжая мимо участков, члены кооператива «Клевцово» увидели перекопанное поле. Выяснилось, что здесь по госзаказу министерства транспорта работает ООО «Ростовское ДСУ», выигравшее тендер на прокладку дороги.

КоАП не помеха

Увидев, как бесцеремонно областной минтранс вторгся на их территорию, собственники СПК «Клевцово» сообщили о факте самоуправства в местное отделение МВД. Реакция правоохранительных органов была странной. Удивило даже не то, что уголовное дело не возбудили, а то, как это обосновал старший лейтенант А. Евдокимов. Полицейский официально заявил, что ему не удалось опросить Тшлангяна и истребовать у него документы, поскольку (цитата из документа) «в г. Красный Сулин он не приехал». Гражданка Здоровец, директор предприятия – арендатора земель ООО «Хлебороб», пообщаться со следствием также не смогла «по причине занятости». В итоге А. Евдокимов «не нашёл состава преступления» и в возбуждении уголовного дела отказал.

– Не увидел очевидного, – комментирует Наталья Кравцова.

Собственники на этом не остановились и обратились в полицию ещё раз. И снова А. Евдокимов дал понять, что на ст. 330 «Самоуправство» действия министерства «не тянут». «...Не усматриваются признаки преступления, т. к. существенного вреда причинено никому не было», – объяснил он.

Впрочем, в результате многочисленных писем в администрацию района, росреестр, службу кадастра и картографии собственникам удалось хоть немного призвать к порядку вероломных захватчиков пашни. Министерство транспорта привлекли к административной ответственности по ст. 7.1. КоАП РФ – самовольное занятие земельного участка или использование участка без оформленных правоустанавливающих документов на землю. Штраф для должностного лица – от одной до двух тысяч рублей. Много это или мало, чтобы
научить чиновников не нарушать закон?

Самое смешное, что областному минтрансу дали предписание до конца 2013 года подготовить документы.

– Как раз они свою дорогу закончат, – предполагает Наталья Кравцова. – Что их остановит?

Однако, по словам генерального подрядчика «Ростовское ДСУ» Дениса Чечина, строительные работы их предприятие временно не ведёт.

– Наш заказчик, министерство транспорта Ростовской области, не выполнил свои обязательства по выкупу земельных участков. В связи с этим администрация Красносулинского района отозвала у минтранса разрешение на строительство, – пояснил Денис Чечин. – Но мы к собственникам земли никакого отношения не имеем.

Можно предположить, что отзыв разрешения был связан с административным штрафом в адрес министерства. Кстати, ранее по той же самой статье штрафовали и «Ростовское ДСУ» – правда, при строительстве «Северного обхода». Напомним, статья называется «Самовольное занятие земельного участка или использование земельного участка без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов на землю». В телефонном разговоре Денис Чечин подчеркнул, что «Ростовское ДСУ» – всего лишь исполнитель. А если так, то не логичнее было бы штрафовать заказчика, в обязанность которого как раз и входит оформление документов на землю? Не ясно...

Понятно одно: при прокладке новошахтинской дороги тоже не обошлось без правонарушений.

Лавировали-лавировали...

На эту тёмную историю могло бы пролить свет само министерство транспорта Ростовской области, но его сотрудники, увы, отвечали по нашему запросу только на те вопросы, которые им понравились. Например, мы так и не узнали, какие ещё организации участвовали в тендере на прокладку «Южного обхода» помимо «Ростовского ДСУ». На просьбу прислать конкретный расчёт компенсаций, из которого исходил минтранс, готовя предварительные договоры, первый замминистра транспорта Василий Гойда ответил: «Сумма определена в соответствии с требованиями № 135-ФЗ <…> методом сравнения аналогичных сделок, произведённых в Красносулинском районе». Сколько стоили эти сделки – загадка.

И всё же кое-что нам удалось узнать. Как оказалось, когда разрабатывалась проектная документация на строительство дороги, акт выбора участка был согласован – с теми, кто подтвердил своё право собственности. Наши читатели сделать это не могли – документы на землю они получили лишь через несколько месяцев. Поэтому за них, как ответило нам министерство, расписался... арендатор ООО «Хлебороб»! 

«Участки, принадлежащие данным гражданам, были вновь образованы из земель ООО “Хлебороб” позже», – объяснил областной минтранс.

– Не может такого быть! – возразила Зинаида Здоровец в телефонном разговоре с корреспондентом «Крестьянина». – «Хлебороб» никогда не владел землями Шаповаловой и Кравцовой, он только арендовал их. И свои участки собственники выделяли из земель не «Хлебороба», а СПК «Клевцово». За чужие земли я не расписывалась. Все документы, которые я подписала, касались только моих собственных участков. Они расположены на том же поле.

Так кто же на самом деле подписал разрешение на строительство дороги? И подписывал ли вообще кто-нибудь?..

Наконец, интересен комментарий министерства транспорта о компенсациях. По версии Гойды, собственникам возместят сумму в расчёте 153,7 руб. за 1 га плюс ущерб в зависимости от площади посевов и временного отвода. Вот только в договоре для «Южного обхода» о компенсациях за ущерб ничего не сказано. Может быть, Василий Леонидович не читал договор? Ведь под документом стоит имя другого замминистра – Алексея Колбина.

«Принимаются исчерпывающие меры для компенсации собственникам земельных участков», – пишет Василий Гойда.

Так считает министерство транспорта.

Но не собственники. Они уже направили письмо в прокуратуру и ждут объективного расследования. Принудительно изъять участки область может только по решению суда. Суда не было и пока не предвидится, а значит, любые строительные работы на пашне землевладельцев незаконны. Даже несмотря на обещание губернатора закончить трассу в прошлом году.

Александра КОРЕНЕВА
Красносулинский р-н, Ростовская обл.
Фото автора

Выразить свое отношение: 
Рубрика: Закон
Газета: Газета Крестьянин