«Неофициальные» рекорды
19 лет инвалид Евгений Соболев совершает марафонские заплывы в Азовском море.
Известному ейчанам пловцу-марафонцу Евгению Соболеву в октябре исполнится семьдесят два. И уже девятнадцать лет инвалид, передвигающийся на протезе, совершает марафонские заплывы в акватории Азовского моря. К тому же Евгений – человек творческий. Ему пришла идея к своему 70-летнему юбилею «доплыть» до места своего рождения. При этом уточню, родился Соболев… в Охотском море. Точнее, на сторожевом корабле, когда его отец направлялся к очередному месту службы. Прикинув по карте, что от Ейска до места его рождения примерно 6 500 километров, Евгений просмотрел все записи в своих спортивных дневниках и стал суммировать дистанции, которые преодолел в заплывах и на тренировках. И за полгода до юбилея, вписывая очередную цифру – 6 700 километров, обнаружил, что уже «приплыл». Но и сегодня тренировки и заплывы продолжает со свойственной ему настойчивостью. Наплавал, в общей сложности, 7 650 километров.
* * *
В три с половиной года Евгений перенёс тяжелейшую форму туберкулёза коленного сустава. Два года – в детском санатории, прикованный к постели. В семь лет научился ходить на костылях. «Родители были правы, не заостряя на моей беде внимания, отдав меня в обычную школу, – рассказывает Соболев. – Хотя всё было: издевательства, насмешки. Особенно когда в тринадцать лет я наравне со всеми записался в секцию по плаванию». В 1959 году ему сделали операцию. Он стал передвигаться на протезе – укорочение ноги 21 сантиметр. Плавать, хоть и с перерывами, продолжал. С 1995-го не прекращает тренировок. Дважды переплывал Ейский лиман: от Глафировки до Ейска – 8, и от Шабельска до Ейска – 18 километров. Только ни одно из спортивных достижений Евгения нигде официально не зарегистрировано. Их как будто бы не существует. Марафонские заплывы инвалида, даже приуроченные к юбилеям города и другим «датам», не вписываются в привычные отчёты о «массовых мероприятиях по пропаганде физкультуры». В какие только кабинеты ни стучался Соболев, он слышал: «Конечно, это очень нужно!» И вслед: «Достал…» Сколько раз с ходатайствами общества инвалидов обращался к потенциальным спонсорам, чтобы дали катер для сопровождения заплывов… Единственным болельщиком и свидетелем марафонских заплывов инвалида остаётся спортивный инструктор общества инвалидов Юрий Шибаев. «Такие заплывы, – рассказывает, – редкость даже для большого спорта. Американская пловчиха (профессиональная спортсменка) переплыла озеро Онтарио, преодолела 50 километров за 24 часа (почти с такой же скоростью). Свой гонорар передала школе для строительства бассейна – суммы оказалось достаточно». Наш земляк ставит «бесплатные» рекорды и на инвалидную пенсию даже не может заменить тяжёлый, безнадёжно устаревший протез. В своё время, заинтересуйся в крае достижениями инвалида, – мог бы участвовать в Паралимпийских играх. Но Соболев не избалован вниманием. Гораздо легче понимают инвалида пьющего: «А что ещё ему остаётся». Но только начинает слишком «напрягать» – досадуют. Отмахиваются от энтузиаста, как от мухи. Там, в благополучном мире, кто-то засунет в рот три бильярдных шара или плюнет дальше всех – и становится рекордсменом Гиннесса. А у нас инвалид лиман переплывает – «это его личное дело». Многие хорошие начинания вот так сгубили, многим помешали реализовать себя. Оттого и пишет Соболев в своём спортивном дневнике: «Как хотелось бы ещё при жизни…»
* * *
У нашего героя есть шансы быть занесённым в книгу рекордов Гиннесса. Но для этого его рекорды должны вначале зафиксировать всяческие спортивные комиссии на уровне города и края. И если раньше Соболев пытался «тормошить» чиновников от спорта, теперь предпочитает плавать «автономно». И совершая марафонские заплывы, каждый раз доказывает, что возможности инвалидов в спорте не ограничены. Занимается ещё и штангой, теннисом. Повезло Евгению – больше двух десятков лет с ним рядом Юрий Константинович Шибаев – тренер, убеждённый, что из «самородка» сделать чемпиона сможет каждый. А вот из того, кто мог бы на себя рукой махнуть…
Достижения Соболева поддерживают спортсмены из яхт-клуба ейского элеватора, откуда он и совершает летом марафонские заплывы. Оставив на песке протез, Евгений направляется к воде. «Постойте, я про вас слыхал!» – узнают пловца незнакомые люди. Прошлым летом подошёл москвич, который приезжает в Ейск заниматься виндсёрфингом: «Давно слежу за вашими рекордами. Примите это», – протянул Евгению часы для плаванья. Водонепроницаемые, рассчитанные на погружение до ста метров, показывающие температуру воды, с встроенным хронометром.
Но значатся рекорды спорта и характера лишь в личных дневниках спортсмена-инвалида… А ведь всё то, чего добился Соболев, должно быть интересно не только ейскому районному отделу по физической культуре и спорту, а и Краснодарскому краевому департаменту, и медикам. И конечно, всем, кто ещё не верит в то, что человек с так называемыми ограниченными возможностями может жить достойно. Эти самые «возможности», по большому счёту, он определяет сам.
Татьяна Шекера