Полсотни вёрст – не крюк

Считают некоторые жители Светлограда, добившиеся закрытия дороги для машин с зерном.

Месяц назад я стал свидетелем того, как фермер Алексей Черниговский отвозил письмо в райцентр Туркменского района Летнюю Ставку представителю губернатора Андрея Уткина. В нём Алексей Петрович просил разобраться с дорогой, ведущей из Туркменского района в Светлоград. Дело в том, что с 2010 года на ней установлен знак «Движение запрещено». По этой причине во время уборки машинам с зерном, идущим из района, чтобы попасть на склады Черниговского и других фермеров, а также Светлоградского элеватора, приходится идти в объезд лишних 40 километров. С учётом обратной дороги получается 80. Убытки сельхозпроизводители несут колоссальные. Фермер просил снять запрет хотя бы на период уборки.

Машина забуксовала

– Ну и как, Алексей Петрович, – спрашиваю фермера при новой встрече, – учли вашу просьбу?
– Пока решение так и не принято, вразумительного ответа я не получил, – говорит фермер. – После Уткина я обращался к представителю губернатора в нашем районе Александру Нагаеву, министру сельского хозяйства Александру Мартычеву, к депутатам краевой Думы, к районным властям, в мэрию Светлограда. Вначале мне говорили: подожди, ещё рано. А теперь уже поздно, уборка началась. Все соглашаются, что проблема есть, но никто не хочет брать на себя смелость решить её. Видимо, не хотят ссориться с избирателями. А у нас в сентябре в крае выборы губернатора.

Внесём ясность. Дорога, о которой идёт речь, – это 2,5 километра по улицам Октябрьской и Трудовой. Это единственная прямая дорога в Туркменский район, где у Черниговского несколько тысяч гектаров пашни. Раньше он и другие сельхозпроизводители ездили по ней беспрепятственно. Но жители этих улиц, в основном пенсионеры, стали жаловаться, что большие машины разбивают дорогу, создают шум, вибрацию, от которой разрушаются их дома. Созданная ими инициативная группа в конце концов убедила власти поставить на въезде на их улицу запрещающий знак. В прошлые годы как-то удавалось находить компромиссы, и дорогу на три уборочных месяца для зерновозов открывали. В этом году нашла коса на камень.

«А мы платим налоги»

С тем, что Светлоград перегружен транспортом и это создаёт неудобства для его жителей, никто не спорит. Речь о строительстве объездной дороги идёт давно. Но средств у района и города на неё нет, и когда они появятся, никто не знает. Но в райцентре есть промышленность, в основном сельскохозяйственного направления, в которой заняты несколько тысяч человек и которая наполняет местный бюджет налогами. Промышленности и сельхозпроизводителям нужны подъездные пути. Но город со всех сторон окружён запрещающими знаками. Для грузового транспорта оставлена только одна дорога со стороны Ставрополя.

– Для нашего предприятия это катастрофа, – говорит директор Светлоградского элеватора Алексей Сипалов. – В радиусе ста километров от райцентра находится ещё несколько элеваторов, и многим сельхозпроизводителям выгоднее завернуть к ним, чем петлять вокруг Светлограда. Из-за этих знаков мы теряем клиентов. Ежегодные потери предприятия составляют около шести миллионов, а бюджет недополучает только НДС около миллиона. На нашем предприятии работает 57 человек, с 2010 года, как началась эта бодяга с дорогой, мы заплатили 13 миллионов рублей налогов. И у Алексея Петровича полсотни работников. Мы налогоплательщики, мы тоже избиратели, почему с нашими интересами не считаются? Предприятие уже который год работает почти без прибыли. Если хозяева его закроют, люди потеряют работу.

С Черниговским и Сипаловым солидарна фермер Нина Давыдова.
– У меня база тоже в черте города. Делать крюк в 80 километров для нас разорение. Я понимаю, что транспорт создаёт определённый дискомфорт для жителей, но пока нет объездной дороги, надо как-то учитывать интересы производителей. Что теперь, всю промышленность остановить?

Мы все одна семья

Районная и городская администрации попытались найти компромисс и пригласили на встречу ту самую инициативную группу со злополучной улицы и сельхозпроизводителей.

По словам Черниговского и Сипалова, разговора не получилось. Люди стояли на своём – нет и всё! Эмоции зашкаливали. Уже главе района стали тыкать, а предпринимателям заявили: нам плевать, разоряйтесь!

– Если б я знал, что такой скандал выйдет, я бы своих работников привёл, – говорит Черниговский, – пусть бы тоже своё слово сказали.
– Я предлагал всяческую помощь жителям улицы, трактор, другую технику, если надо что-то подчистить, подправить. Дал визитку. Прошло несколько месяцев, но никто ни разу не позвонил. На мой взгляд, дорога хорошая, крепкая, мост тоже, он и нас с вами, и всех жителей улицы переживёт. Здесь чистой воды эгоизм. Ведь до этой улицы дорога по городу идёт ещё три километра, и никто из жителей там не возмущается, – сокрушается Сипалов.

Самое интересное, что на запрос в министерство дорожного хозяйства и транспорта края, куда обратился с письмом Сипалов, пришёл ответ, обескураживший всех. Оказывается, знак «Движение запрещено» с табличкой 8.4.1 не запрещает движение грузовых транспортных средств, минимальная масса которых превышает 3,5 т, к местам погрузки и разгрузки. То есть согласования вообще не требуется. В правилах дорожного движения сказано, что такое транспортное средство должно быть снабжено специальным пропуском, подтверждающим, что оно движется к месту погрузки-разгрузки. Вот и всё!

А тут такие баталии! Но не думаю, что данное письмо сильно поможет предпринимателям. Как сказал мне один житель той самой улицы, не пожелавший представиться: «Мы против и на том стоим. Надо будет – и дорогу перекроем. Пусть едут в обход, это их проблемы».

У каждого в этой истории свой интерес и своя правда. Как разрулить ситуацию?

Пожалуй, лучше, чем благочинный округа отец Иоанн Лещина, зашедший к Черниговскому во время нашей беседы, и не скажешь:
– Мы все живём в одном городе – значит, одна семья. А в семье, чтобы были мир и лад, нужно искать компромиссы и взаимопонимание. Все в одной лодке плывём.

Сергей ИВАЩЕНКО, наш собкор
Петровский р-н, Ставропольский край
Фото автора

Выразить свое отношение: 
Рубрика: Общество
Газета: Газета Крестьянин