Ваше мнение учтено

Жители села Большие Салы проголосовали против хранилища радиоактивных отходов, но «РосРАО» игнорирует их решение.

Мы уже писали о том, что в селе Большие Салы (Мясниковский район Ростовской области) в дополнение к существующему с 1962 года хранилищу радиоактивных отходов ФГУП «РосРАО» собирается строить новый ангар того же назначения объёмом 5 тысяч кубометров (см. материал «Необратимая реакция», «Крестьянин» № 45). Местные жители на общественных слушаниях высказались категорически против этого проекта. Но их протест не принёс результата: людям объяснили, что их мнение «учтено», а новое хранилище радиоактивных отходов всё равно построят, как только головная структура – Росатом – выдаст лицензию.

Надо заметить, что получить согласие людей на строительство подобного объекта у себя под боком почти невозможно: никто давно не верит в обещания атомщиков, что «всё безопасно». Где заканчиваются обоснованные опасения и начинается суеверный страх – сказать невозможно.

В минувшую среду в пресс-центре «МедиаС» прошёл «круг­лый стол» на тему «Хранилище радиоактивных отходов: аргументы для строительства?»

Страсти разгорелись с первых же минут разговора: жёсткое противостояние «РосРАО» и жителей Больших Салов длится уже второй год. Директор Южного филиала ФГУП «РосРАО» Николай Мельников напирал на то, что его предприя­тие, занимаясь «цивилизованным хранением радиоактивных отходов», является природоохранным и «работает для людей». Сельчане же, в свою очередь, в запале обвиняли «РосРАО» чуть ли не во всех своих болезнях и бедах.

Один из главных вопросов звучал так: «Почему для строи­тельства хранилища выбрали густонаселённый район в семи или восьми километрах от миллионного Ростова? Ведь в России – и в Ростовской области в частности – хватает безлюдных мест». Внятного ответа на этот вопрос Мельников так и не дал, пояснив лишь, что в Сальском и других районах, где есть подходящие пустые пространства, никто не соглашается на строительство.

– Мы тоже не соглашаемся! – возразила депутат Большесальского поселения Мария Хазизян. – Почему это вас не остановило?

– Мы не требуем ликвидировать существующее хранилище. И мы понимаем, что нельзя остановить деятельность онкологического института и других поставщиков радиоактивных отходов. Но мы хотим, чтобы захоронение хотя бы не увеличивалось в объёме, – пояснил замглавы Мясниковского района Владимир Килафян. И обратился к Мельникову:

– Ваше предприятие доставляет дискомфорт пяти тысячам человек. Так компенсируйте это! Постройте, например, детский сад. Это же мировая практика: те, кто – пусть вынужденно – приносят вред природе или неудобство людям, финансируют социальные программы. Почему вы этого не делаете?
– Я узнала о проекте строительства хранилища радиоактивных отходов в Больших Салах всего неделю назад, когда мне позвонили организаторы сегодняшнего «круглого стола», – вступила в разговор профессор ЮФУ, доктор биологических наук, эколог Татьяна Денисова. – Ничего не знают о нём и большинство моих коллег. Хотелось бы знать: почему? Ведь такого рода проекты требуют независимой экспертизы с участием ведущих учёных.

Необходимость экспертизы признали все – и жители Больших Салов, и Николай Мельников. Но будет ли эта экспертиза иметь практическое значение, если вопрос о строительстве ангара уже решён?

Вспомним историю с Ростовской АЭС: именно по требованию независимой экспертизы количество энергоблоков поначалу сократили с четырёх до двух. А через некоторое время всё же начали строить третий и четвёртый блоки (для работы которых, правда, предусмотрели специальные охладительные башни – градирни) и запланировали строительство пятого и шестого. В общем, мнение учёных, конечно, учли, но...

Ещё одна аналогия: против строительства РоАЭС в своё время собрали десятки тысяч подписей жителей Ростовской области. Учитывал их кто-нибудь или нет? Во всяком случае, результат известен.

Выразить свое отношение: 
Рубрика: Общество
Газета: Газета Крестьянин