Коллективный разум или массовый психоз?

За один месяц жители Ростовской области раскупили трёхмесячную норму гречки.

Какие товары подорожали в России и в Ростовской области? Можно ли с этим что-то сделать и стоит ли? Почему обычная реакция россиян на любые общественные события – покупать впрок соль и крупу? Об этом говорили на «круглом столе» «Повышение цен: спрос, дефицит и потребительские ожидания в Ростовской области», организованным информагентством «РБК-Юг» и пресс-центром «МедиАс».

Как и следовало ожидать, с первых же минут разговор свернул на гречку.

– Гречки в этом году в России собрали на 28% больше, чем в прошлом году – 744,7 тыс. тонн, – сообщила старший аналитик компании «Альпари» Анна Бодрова. – А внутренняя потребность страны – всего 550 тыс. тонн. Тем не менее за одиннадцать месяцев цена на гречку выросла более чем на 30%. И это цифры Росстата, а статистика Росстата обычно отстаёт от жизни на 5-7%.

– Санкции и падение рубля не имеют отношения к росту цен на гречку, – считает директор департамента потребительского рынка Ростовской области Андрей Иванов. – Как говорится, лучший покупатель – это паника. Средний россиянин за год съедает всего около трёх килограммов гречки. Но только за последний месяц люди раскупили трёхмесячную норму.

По мнению Иванова, цена растёт и будет расти до тех пор, пока её не ограничит покупательная способность населения. То есть когда килограмм гречки по стоимости приблизится, скажем, к килограмму мяса, люди опомнятся.

Присутствующие производители и ритейлеры категорически отвергли возможность ценового сговора. Тем более что антимонопольщики, находя «отдельные нарушения», не видят признаков масштабной аферы. Ну а такие способы подогревания ажиотажа, как вывешивание в магазинах табличек «Количество товара ограничено», может, не очень моральны, но вполне законны.

Впрочем, не гречкой единой. Сахар прибавил в цене 21%. Сыры, по свидетельству генерального директора ОАО «Солнечный круг» Александра Кириенкова, подорожали на 20,7% (Белоруссия) и на 26% (Семикаракорск), а это уже прямые последствия санкций. Вроде бы затормозившееся подорожание курятины, более 90% которой производят в России, – это косвенные последствия, считает Андрей Иванов:

– Подорожала говядина, и часть потребителей перешли на более дешёвую курицу.

– Всплески покупательской активности всегда связаны с политическими событиями. Так, индекс потребительского оптимизма растёт перед любыми выборами, – сообщил преподаватель факультета управления ЮФУ, главный редактор «Российского академического журнала» Алексей Фёдоров. – До крымского кризиса и введения санкций рынок был более или менее стабилен. Сейчас общество разбалансировано, растёт недовольство властями. Страна управляется в ручном режиме, и у людей нет чётких ориентиров, что будет дальше. Следовательно, они начинают питаться слухами. Как говорил мне когда-то врач-психиатр профессор Владимир Заика, «не бывает коллективного разума, бывает массовый психоз». Что мы и наблюдаем сейчас.

Выразить свое отношение: 
Рубрика: Общество
Газета: Газета Крестьянин