И.В. Кузнецов: Крестьяне достойны лучшей жизни

 

Гость «Крестьянина» - министр сельского хозяйства Ростовской области Игорь Владимирович Кузнецов

 

- Игорь Владимирович, как вы оцениваете сегодняшнее состояние экономики сельхозпроизводства области?

- Положение дел нормальное. Хватит плакаться на цены, на диспаритеты. Есть перспектива дальнейшего развития.

- Вы имеете в виду отрасль в целом, не разделяя на животноводство и растениеводство?

- Я говорю в целом. Конъюнктура рынка мяса сегодня складывается в пользу животноводов, они сейчас находятся даже в более выгодном положении, нежели растениеводы.

- Мясо совсем недавно выросло в цене...

- И в дальнейшем считаю не­оправданными решения тех, кто отказывается от животноводства. Оно имеет перспективу развития. Однозначно. Те, кто живёт на селе, владеет землёй, сегодня должны заниматься животноводством. Потому что монопроизводство не определяет экономику. Да, есть сезонные колебания цен, есть меняющийся рынок мяса, молока и т. д. Тем не менее экономика вообще показывает, что цены снижаться не будут. Увеличиваются доходы населения, растёт зарплата бюджетников, растёт в конечном итоге покупательский спрос, что влияет на производство продукции.

- С какой программой вы пришли на должность министра?

- Программа развития сельского хозяйства одна, не я её выдумывал, она государственная. А я как государственный человек должен обеспечивать её выполнение. Три цели, которые определены в ней. Первая - устойчивое развитие сельских территорий. Второе - создание условий для производства конку­ренто­способной продукции. И третье - воспроизводство имеющихся трудовых и природных ресурсов. И задачи, которые отсюда вытекают.

Подчеркну, министерство сельского хозяйства - это не политическая трибуна, не место представления чьих бы то ни было интересов в администрации области. Это орган исполнительной власти, который решает совершенно определённые задачи в рамках полномочий. Полномочия определены: поддержка сельскохозяйственного производства, планирование использования земель сельхозназначения, координация действий и связь с муниципалитетами и Федерацией.

- Многим до сих пор непонятны основные функции министерства в рыночных условиях.

- Землёй нужно заниматься, землёй. Сегодня право собственности на землю не является един ственным и определяющим условием. Вслед за правом должна появляться ответственность. И вот тут орган исполнительной власти должен сказать своё слово, принимать меры к нерадивым хозяевам. Нельзя поддерживать всех и вся. Это невозможно, это негосударственный подход. Для примера. Сколько уже говорим: ну нельзя сеять подсолнечник по подсолнечнику. Не понимают. Начинаем штрафовать. И в то же время мы знаем, что если вносить максимум минеральных удобрений, работать с гербицидами, то можно устойчиво получать урожаи подсолнечника по этому же предшественнику. Я, как чиновник, оказываю финансовую поддержку в виде субсидий на элитное семеноводство, компенсаций затрат на минеральные удобрения и средства защиты растений. И выходит, что тот, кто больше вносит удобрений, причём не заботясь ни о севообороте, ни о почвенном плодородии, получает большую помощь. Государство стимулирует тех, кто, не думая о почвенном плодородии, собирает хорошие урожаи. Это правильно? Наверное, нет.

- Игорь Владимирович, сегодня расширяется спектр государственной поддержки, которая помогает селянам вести производство. Тем не менее можно назвать районы, где осталось всего лишь одно или два самостоятельных хозяйства, остальные - под кем-то. Почему так?

- Хозяина своего не нашлось нормального.

- Там в деньги всё упиралось. Сами не тянули уже.

- А почему сегодня тянут?

- Те, кто взял их под крыло, вкладывают деньги...

- Стоп. Что такое инвестор?

- Получается, новый хозяин...

- У него откуда деньги?

- Ну, заработал или наворовал раньше...

- Не-е-т. Поверьте мне. Это те же самые заёмные деньги. Через поручителей, через свои залоги, через развитие своего другого какого-то бизнеса он привлекает кредиты и вкладывает их в хозяйство - выкупает долги, покупает технику и т. д. Кто мешал действовать так раньше? Я назову Азовский район - там никто ни под кем не сидит. И тот же Н.Ф. Засько, руководитель колхоза им. Дзержинского, как работал прибыльно, так и работает. Значит, в хозяйствах, потерявших самостоятельность, где-то не просчитали экономику, пошли на поводу.

- Получается, всё дело в хозяине? В кадрах?

- На восемьдесят процентов - да.

- Выходит, кадры слабенькие на местах...

- Я бы так сформулировал - мы ощущаем очень острый дефицит квалифицированных кадров рыночного толка.

- Рынок «освободил» огромное количество доярок, свинарок, скотников, чабанов. Это безвозвратно?

- А есть ли необходимость в таком количестве доярок, свинарок и т. д.?

- Мы же говорили о необходимости развития животноводства.

- И будет оно развиваться, и производство будет увеличиваться. Потому что только по нормам на душу населения нужно производить 83 килограмма мяса. Но не той ценой, что раньше. Технологии другие. Если раньше была норма на доярку 20-25 коров, то сегодня на комплексе в 1200 голов всего 20 человек работают.

- То есть мы идём к тому, как на Западе: три процента населения кормят всю страну.

- А кто от этого в выигрыше? Всё население. Действует нормальный закономерный процесс. Экономика - не от слова «экономить». Это - искусство ведения хозяйства. Мы сегодня в рынке. Есть макроэкономические процессы - мировая экономика, тот же самый спрос на зерно и т. д. Есть микроэкономические процессы - уровень доходов населения и т. п. Нельзя принять один какой-то закон и чтобы всё на свои места стало. Так не бывает. Поэтому через реформы, через совершенствование действующих и принятие новых законов - вот приняли закон о сельском хозяйстве, программу развития - дальше будем идти поступательно.

- Новые технологии - это хорошо. Чем заняться невостребованным людям?

- Есть другая сфера деятельности - личные подсобные хозяйства. Кооперацию нужно развивать, в кооперативы идти. Почему бы и нет? Почему мы зациклились только на крупнотоварном производстве? Есть мелкий, средний бизнес.

- Игорь Владимирович, согласитесь, что ЛПХ - это весьма скучное дело для самолюбивого человека. Он должен развиваться как личность. А он будет возиться в навозе ради того, чтобы выживать.

- Нет. Ради того, чтобы подойти к новому этапу - предпринимательскому. С чего-то начинать надо. Вчера он ещё не мог привлечь кредит просто так, потому что он хотел. Сегодня может. Под гарантию администрации. Хотя бы шанс появился - взять кре дит, купить скотину и начать заниматься.

- Ему же стаж не идёт в ЛПХ.

- Не все будут этим заниматься, не все. Но, чтобы пошёл стаж, делается следующий шаг - предприниматель без образования юридического лица. Это выход? Выход.

- Нытьё селян - как родовое пятно?

- Есть такое. Давайте реально посмотрим на положение дел, на уровень обеспеченности того же фермера. Который из года в год говорит, что он еле выживает, что я брошу завтра, я разоряюсь. Или назовите мне хоть одного руководителя хозяйства, который за последние пятнадцать лет ушёл по собственному желанию. Ни единого. Сегодня сельскохозяйственное производство становится нормальным бизнесом. Было время, когда выживали. Сегодня уже не время выживания, а становления и развития, нужно пользоваться возможностями. Да, тяжело себя морально перебороть, взять кредит, работать в долг. Но без этого новые технологии не подтянешь, а на «авось» уже нынче не проскочишь.

- Ни один руководитель не уходит по свой воле. Что его притягивает?

- Зарабатывает он.

- Или ворует?

- Зарабатывает. Только один считает заработки официально, а другой считает, что зарабатывает, когда ворует. Кто что в понятие вкладывает. Один - из части прибыли, другой - из общей кормушки.

- Некоторые руководители сельхозпредприятий сегодня рассуждают так. Мол, мне нет особого резона вкладываться в землю, потому что она в аренде. Завтра арендодатель может её за­брать и уйти к другому. А вот если бы я был собственником, я бы её лелеял, повышал плодородие, наращивал гумус и т. д.

- Не надо прятаться за большими перспективами. Он же сегодня вносит удобрений ровно столько, сколько необходимо, чтобы обеспечить урожай. Иначе он вообще ничего не получит. Он же не улучшает почвенное плодородие - ни севооборота (трёх-, максимум четырёхполка), ни ландшафтной системы земледелия. Да и собственники нынче реально этого не применяют. Поэтому и должна быть более эффективной государственная политика в области земельных отношений. У нас как-то однобоким получается контроль за использованием земли.

- Специалисты отделов министерства жалуются, что много времени у них отнимает сбор сводок и данных для администрации области.

- Мы работаем в команде, во взаимодействии, не отделяя себя ни от Минэкономики, ни от Минфина и т. д. Тут главное - организация системной работы. Сбор сводок не ради сводок. Должна работать система, чтобы за­крутить в неё четыре основных направления - земля и земельные отношения, развитие пищевой и перерабатывающей промышленности, наука и технологии, развитие сельских территорий.

- А на местах можно услышать много жалоб на министерство...

- Большая критика на самом деле идёт из районов и со стороны губернатора в адрес министерства сельского хозяйства. Отношение к делу, квалификация, профессионализм сотрудников - вот над чем нам надо работать. Я всегда своим специалистам говорю: не селяне ради нас, а мы ради них. Нельзя просто так сидеть в отделе и смотреть, что там делается внизу. Нужна инициатива, не констатировать факты, а давать предложения. Для выполнения поставленных задач.

Приоритеты определены. Есть рычаги стимулирования, нужно дать возможность заработать и вот этот опыт растиражировать. Ударить кулаком по столу и за­ставить заниматься животноводством невозможно. Можно простимулировать - на 25 процентов компенсировать стоимость племенного поголовья из бюджета, заплатить 4 тысячи рублей за содержание одной маточной условной головы в год, отдать людям миллион - полтора на жильё

и т. д. Развить информационно-консультационную службу. Эти и другие рычаги минсельхоз должен использовать максимально эффективно.

Главная забота министерства - чтобы люди на селе хорошо жили. Заниматься нужно доходами населения: сколько на пай люди получают, как земля используется. Мы должны преодолеть отставание, которое реально есть сегодня в области - отставание в урожайности сельхозкультур, продуктивности поголовья, научном обеспечении, развитии пищевой и перерабатывающей промышленности.

- О чём душа болит у министра больше всего?

- О том, что крестьяне самую низкую зарплату получают, - это несправедливо. Так не должно быть. Уровень доходов и уровень жизни на селе очень и очень низкие. Эти люди достойны лучшей жизни - это пафосно звучит, но так оно и есть.

Выразить свое отношение: 
Рубрика: Сельское хозяйство
Газета: Газета Крестьянин