Груз с ответственностью

За чужие грехи всегда расплачивается экспедитор

...Когда 15 республик-сестёр СССР перестали быть таковыми, а в Казахстане началось негласное выселение русских, Наталья Валерьевна вернулась в Россию, в надежде, что обретёт здесь свой дом.

Спустя десяток лет судебная власть исторической родины намерена лишить её дома и смысла жить дальше.

– С меня требуют три миллиона рублей. Где я их возьму? Мы живём вдвоём с моей старенькой матерью. Можно продать дом – но он таких денег не стоит. Я вообще не знаю...

В Зерноградском районе семья Сергеевых поселилась в 1993 году. Бежали из Казахстана, где местное население всеми силами старалось вытеснить русских: закрывались русские школы, Наталью, работавшую на железной дороге, уволили за незнание казахского языка. Первые годы жили в страшной бедности: в колхозе ничего не платили, питаться приходилось рисовыми сечками: «сами ели и собаку кормили». Потом, когда стало полегче, завели свиноматок.

За десять лет Наталья была продавщицей в магазине, сторожем в колхозе, рабочей на току. Платили мало, но деваться было некуда. Тягала тяжести, надорвала здоровье. Сделали операцию. Потом вторую, третью...

Муж, так и не получивший российского гражданства, уехал на заработки и не вернулся. 

Единственной опорой в жизни стал сын, который учился в Азово-Черноморской агроинженерной академии в Зернограде, на факультете организации перевозок и управления на транспорте. С третьего курса парень пошёл работать и, как говорится, изучил грузоперевозки изнутри. А потому, когда диплом был получен, вопросов о том, чем заниматься, не возникало.

– Взяли кредит, купили грузовую машину – старую «Ивеку». Открыли фирму по грузоперевозкам. Сын работал днём и ночью. Через год решились взять большой кредит – на 4 миллиона рублей, приобрели импортную грузовую машину, – рассказала Наталья Валерьевна.

Сергеева с сыном координировали работу примерно 25 водителей, которых привлекали по мере надобности. Обслуживали полсотни клиентов, среди которых было и ООО «Метахим». Для этой компании Сергеева организовала более 70 рейсов. Последним, поставившим крест на бизнесе, был рейс из Ростова в Тулу, куда две машины должны были доставить металлопрокат.

«Мы друг друга не знали»

– За несколько дней до того, как «Метахим» опубликовал заявку на грузоперевозку, нам позвонил мужчина. Сказал, что слышал о нас от знакомых водителей, что хочет вместе со своим другом на нас поработать, – вспоминает Наталья Сергеева. – Мы ответили, как обычно делаем в таких случаях: присылайте свои паспортные данные, сведения о транспортном средстве, будем оформлять. Но мы – и водители подтвердили это в суде – друг друга в глаза не видели.

Со своими клиентами ИП Сергеева заключала так называемый «рамочный договор» – соглашение на обслуживание грузоперевозок. Каждая конкретная грузоперевозка дополнялась письменной заявкой установленного образца, в которой ставились печати и подписи Сергеевой и владельца груза. С этого момента ответственность за сохранность груза лежала на ИП.

С водителями, которых Сергеева привлекала как третьих лиц, заключались отдельные договоры, по которым ответственность за груз возлагалась на них.

Но в случае с последней перевозкой «Метахима» всё пошло наперекосяк.

– «Метахим» просил срочно дать машины, а у нас, как назло, все были заняты, – говорит Сергеева. – Тогда мы вспомнили о тех двух водителях. Я объяснила «Метахиму» ситуацию и сказала: мы можем дать контакты двух водителей, но наши с ними отношения никак не оформлены, поэтому заключайте отдельные договоры. Диспетчер, с которой я общалась, согласилась.

Позже диспетчер перезвонила Сергеевой, попросила прислать паспортные данные и номера машин этих водителей. С электронной почты сын Натальи Валерьевны отослал всю необходимую информацию.
В назначенный час 15 июня 2012 года двое мужчин, Василий Чалапов и Леонид Жосан, прибыли в Ростовский порт и получили каждый свою партию груза – стальной оцинкованный плоский прокат – стоимостью почти полтора миллиона рублей каждая.

Что происходило дальше, история умалчивает. По словам водителей, их действия координировал в телефонном режиме мужчина, имени которого они не помнят. Получив груз и накладные с местом назначения в Туле, водители отправились в дорогу. По пути «телефонный координатор» сообщил им, что база в Туле закрыта, а груз необходимо везти в Саратов.

– Он сказал: приезжайте в Саратов, мы вам накладные поменяем, – объяснил Леонид Жосан. – Мы приехали в Саратов поздно вечером, нас ждал кран для разгрузки. Мы ещё обрадовались, что не придётся до утра ждать, раз кран уже готов. Разгрузились, нам заплатили.

Когда Жосан с Чалаповым спокойно возвращались домой, телефоны Сергеевой обрывала диспетчер «Метахима», требуя ответа, что произошло с грузом и почему он не доставлен.

Отношение никакое и непосредственное

– Когда груз пропал, я всеми силами пыталась помочь, – объясняет Сергеева. – Пошли в полицию, писать заявление о краже. Его сначала не хотели принимать, говорили: «А вы какое отношение к этому грузу имеете?» Требовали документы, но что я могла предъявить? Заявки на этот груз у нас не было. Заявление приняли по факту как от свидетелей.

Позже к дознавателю вызвали водителей. Те повторили свою версию, дали телефоны «координатора» и показали накладные. Тут же выяснилось, что фирмы, которой они сдали груз, не существует. Телефон координатора не отвечал. И всё. На этом расследование остановилось.

Тем временем пострадавший «Метахим» принялся возмещать свои убытки.

Сначала были поданы два иска к водителям. Но суд счёл, что водители не несли ответственность перед владельцем груза. «Нигде указанными обстоятельствами не подтверждается факт какой-либо прямой или правовой связи ООО «Метахим» с водителем, осуществлявшим транспортировку груза, – сказано в решении суда. – Привлечённый для осуществления транспортировки груза водитель Чалапов В.И. не является стороной этих сделок».

Была в решении этого суда и другая фраза – о том, что перевозчик ИП Сергеева привлекла водителя Чалапова, сообщив пункт погрузки и время прибытия. 

Когда решение вступает в силу, каждая фраза в нём становится неоспоримой истиной. Поэтому следующий суд – уже в отношении Сергеевой – без сомнений признал, что именно она, экспедитор, взяла на себя ответственность за перевозку. Суду оказалось не важно, что письменную заявку на груз в 2,8 миллиона рублей с Сергеевой никто не оформлял: чтобы возложить на женщину вину за утерю, было достаточно рамочного договора и письма с электронной поч­ты её сына.

Экспедитор отпущения

– Я не виновата, я не имею отношения... – как заклинание, повторяет Наталья Сергеева.

Но для того, чтобы расплачиваться за воровство, не обязательно быть вором.

Законодательство России построено таким образом, что экспедитор всегда виновен за любые приключения полученного груза. Он несёт ответственность. Эта норма закреплена в статье 796 ГК РФ, а также в статье 7 ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности».

Однажды перевозчики уже обращались в Высший Арбитражный суд, спрашивая, должны ли они компенсировать потери грузовладельцу, если товар пропал по вине водителя. И Президиум ВАС дал однозначный ответ: «Перевозчик несёт гражданско-правовую ответственность независимо от наличия или отсутствия вины» (постановление от 20.10.2010 по делу № 3585/10).

А ещё в законодательстве России есть такое понятие, как «акцепт» – проще говоря, согласие. И третий пункт 438-й статьи ГК РФ подразумевает, что если человеку что-то предложили (например, перевозить груз), а он начал это предложение исполнять (прислал по электронной почте данные третьего лица, которое заберёт груз), то никаких официальных бумаг уже не требуется.

Правда, «акцепт» – штука непостоянная, её оставляют на усмотрение суда. В случае с водителями, которые перевезли груз и получили деньги за свои услуги, суд решил, что акцепта не было. А в случае с Сергеевой – что был.

– Приставы прислали письмо, что я в течение пяти дней должна выплатить три миллиона руб­лей, – говорит Наталья Валерьевна. – Где их взять? С тех пор как начались суды, ИП я закрыла. Сейчас не работаю. Да и на какую работу не пойди – эти деньги будут забирать. И всё равно не хватит. По нашим зарплатам, если они будут ежемесячно 20-30% моего дохода забирать, мне нужно жить ещё лет восемьдесят. Я даже повеситься не могу – всё ляжет на плечи сына.

Кассационный суд жалобу Натальи Сергеевой не стал даже рассматривать. Женщина надеется, что решение изменит Верховный суд или что полиция всё-таки найдёт виновного в утере груза. Может быть, тогда дело пересмотрят по вновь открывшимся обстоятельствам.

Александра КОРЕНЕВА

Выразить свое отношение: 
Рубрика: ЭксклюзивЗаконОбщество
Газета: Газета Крестьянин