«Мы уж тут совсем оказачились»

Коротко об истории хутора. Поселение – одно из самых древних, поблизости со станицей Вёшенской. В речи старожилов название звучало как хутор Чёрный, «на Чёрных», поскольку по течению речки, тоже Чёрной, было три хутора: Верхне-, Средне-, Нижне-Черновский. В трёх хуторах к началу Первой мировой войны проживало более одной тысячи душ мужского и женского населения.

Славился Чёрный водяными мельницами. От верховьев до Поник, где речка уходит в пес­ках в подземную кладовую вёшенских родников, образуя Отрог, насчитывалось в старые времена до 26 хозяев водяных мельниц, которые мололи зерно на муку со своих земельных наделов, принимали завозчиков из соседних поселений, распиливали лес на пластины и доски дармовой силой природы.

Жила речка скрипом арб и телег, дружными песнями по праздникам и дробным перестуком каблуков танцоров, шумными паводками по весне и в ливни, сметая всё на своём пути, в том числе и мельничные плотины вместе с постройками… Но чудным образом речка оживала, светлела, обустраивалась, из чёрной, принёсшей с верховьев цвет чернозёма, отмывалась родниками по песчаным косам, бежала, как и прежде, искрящейся серебристой чешуёй по песчаным отмелям, нагретым в летние жаркие дни солнцем и загорелыми спинами купающихся мальчишек.

Хутор был под боком у Вёшек, всего каких-то пять-семь километров до него по старой Черновской дороге мимо четырёхсотлетнего дуба-великана. Хутор обеспечивал мукой, огородной и животноводческой продукцией юртовую станицу – малочисленную в прошлом, «чахлую», на песчаном юру перед Доном.

У черновцев не было своей церкви, так как приход его был приписан к станичной Михайло-Архангельской церкви. А низовцы даже кладбища своего не имели, потому что станица – под боком, умерших отпевали в станичной церкви и там же хоронили на старом погосте, срытом начисто новой большевистской властью.

За участие в восстании 1919 года хутор подлежал полной ликвидации. Прописано было, чтоб и названия не осталось. Но что-то этому помешало. В хуторе был организован сельсовет, колхоз, приходская дореволюционная школа стала школой-семилеткой, в которой учились не только свои дети, но и соседних хуторов – из «Дубровки и Горовки».

После гражданской войны в Черновке осталось двое взрослых мужчин, способных к труду. Коллективизация, политические преследования и связанные с этим аресты вновь способствовали сокращению населения. Великая Отечественная война… С фронтов не вернулось 70 казаков, которые в гражданскую войну были детьми или только родились. Хутор цвёл вдовами, но на их плечах держался до поры до времени и колхоз, и всё поселение.

Далее разор пошёл после укрупнения колхозов в 1960-е. Черновка стала третьим отделением Дубровского мясосовхоза. Туда же был переведён сельский совет. От семилетки осталась начальная школа, затем три класса начальных… А не так давно и начальная школа не набрала учеников… В хуторе осталось тридцать домов. Детей (четыре ученика) теперь возят в школу автобусом в Колундаевку. Но как сделать, чтобы на благодатной земле люди оставались жить во благо себе и другим? Наверно, это не в меньшей степени зависит от тех, кто своими жизненными корнями прирос к степи и своим личным трудом, своей жизненной позицией делает всё возможное, чтобы хуторок сохранился. Такими вот в Черновке являются супруги Козловы. Они стали главными хранителями, их именем живёт теперь поселение.
Людмила Петровна Козлова – заведующая сельским клубом. Николай Дмитриевич – не из коренных поселенцев, но он уже давно в Черновке и считает её теперь своей родиной. По профессии он ветфельдшер, работал управляющим, фермером, а теперь на пенсию вышел, но хуторские дела не оставляет. Его инициативе надо поучиться. Много лет он является депутатом собрания депутатов Колундаевского сельского поселения. Много лет добивался он, чтобы в хутор асфальт провели. Добился. От Гороховки до Черновки пять километров, теперь до неё в любую погоду за десять минут можно доехать.

Старый школьный сад привёл в порядок тоже Николай Дмитриевич. Он организовал на это дело своих же жителей, покомандовал, распорядился по-хозяйски, сам принимал участие. Памятник погибшим воинам тоже под присмот­ром депутата: огорожен, сделана памятная доска с именами погибших хуторян в боях с немецко-фашистскими захватчиками.

Хутор и речка Чёрная, как уже было сказано выше, славится своими родниками. Ещё в семидесятые годы к встрече выпускников школы на родниках черновцы благоустроили поляну, поставили столы со скамьями. Уже нет в живых инициаторов тех первых встреч, а на родниках теперь каждый год в августе проводят Козловы День хутора. Они же и благоустраивают это место, содержат в порядке. На природе, в тени ольх, под журчание родников и речки проводят теперь свадьбы, праздничные торжества многие земляки: привлекает уникальный уголок природы, созданный природой и человеческим участием.

На карте хутора недавно появился ещё один культурный объект – музей на подворье Козловых. Лет двадцать назад они построили новый кирпичный дом, а старый курень, крытый камышом, помазали, побелили и собрали в него удивительную по разнообразию коллекцию музейных предметов, рассказывающих о быте и жизни казаков в прошлом столетии. Тут и ручная мельница, и прялки, и чёски для обработки шерсти, пуха. И печка русская всё та же, как девочка в косыночке – беленькая, аккуратная, выложенная неизвестным мастером сто лет назад. Надо было всего лишь освежить её побелкой, чугуны да корчажки вернуть на место, поставить в уголок рогачи да чапли, которых теперь не сыщешь.

Вот он, колодец с журавлём; на носу ведро, чтоб доставать воду. Тут и деревянные корыта, и упряжь конская, и молотильный камень…

Музей Козловых, места черновские приглянулись съёмочной группе телевизионного фильма «Тихий Дон», не один день провели на усадьбе Козловых операторы под руководством режиссёра С.В. Урсуляка. А не так давно, по осени, казачий курень Козловых пригодился для нового донского фильма – «Гроздья винограда».

– Да мы уж тут совсем оказачились, – показывает свой пруд на усадьбе Николай Дмитриевич.

На берегу – удочки, верши, беседка со столиком и виноградной лозой. Приглашает хозяин порыбачить, посидеть, но нам некогда, в другой раз…

На базу у Людмилы Петровны мычит коровка, хозяйка находит время и за ней ухаживать, чтоб иметь своё настоящее молочко, нас теперь всех угощает. А мы – это участники литературно-поэтического фестиваля «Верхний Дон». Обошли все интересные места хутора, возвратились на высокие порожки гостеприимного сельского клуба, чтобы прочитать свои новые стихи с думами о людях, о земле. Есть гости из Верхнедонского района, из Боковского, из Волгоградской области. Добрым примером сбережения памяти, культурной жизни делится семья Козловых со всеми: как сделать жизнь лучше в самом маленьком хуторке – подскажут у нас в Черновке.

Приезжайте к нам в Чернов­ку, на родники!

Григорий РЫЧНЕВ
ст. Вёшенская, Ростовская обл.
Фото автора

 

Выразить свое отношение: 
Рубрика: Общество
Газета: Газета Крестьянин