Псевдодиагностика: тройной обман за ваши деньги

Алексей Водовозов: как отличить настоящего врача от шарлатана

В начале июня в Ростове в рамках проекта выездного лектория фонда «Эволюция» прошла встреча с Алексеем Водовозовым. Известный медицинский журналист, в прошлом выпускник Военно-медицинской академии в Санкт-Петербурге, врач-терапевт высшей квалификационной категории, специализации по токсикологии, лабораторной диагностике, военно-врачебной экспертизе, социальной гигиене, рассказал ростовчанам о том, как распознать псевдодиагностику и не попасться на удочку мошенников от медицины.

Диагностика и псевдодиагностика

Прежде чем говорить о псевдодиагностике, нужно определить, что такое диагностика. С древнегреческого слово переводится как «распознавание», то есть задача её – узнать, какая напасть человека мучит. Вся диагностика делится на два больших этапа. Первый – это до постановки предварительного диагноза. Для этого пациента нужно опросить, осмотреть, простучать (сделать перкуссию), прощупать (сделать пальпацию), прослушать. 

Однако многие болезни хорошо скрываются, и по внешним признакам не всё можно определить. Значит, нужны дополнительные подтверждающие исследования, которые и являются вторым этапом диаг­ностики. Это анализы – клинические лабораторные исследования, рентген, эндоскопия и т. д. Вот на этом этапе и появляются мошенники, которые, выдавая себя за медиков, пытаются заработать на человеческом неведении.

Основной признак псевдодиагностики – это ярко выраженная коммерческая составляющая. Это всегда продажа: либо продаётся сама услуга, собственно диагностика, либо она подготавливает человека к тому, что ему продадут некие чудо-препараты, причём в виде программы – «курса лечения». Это могут быть биодобавки, или «заряженная вода», или гомеопатия. И по деньгам это непременно будет очень ощутимо.

И второй важный признак псевдодиагностики: акцент делается на тех болезнях, которых не существует. Это безопасно, поскольку если найти настоящую болезнь, её придётся лечить и нести ответственность за лечение. При псевдодиагностике несуществующая болезнь лечится несуществующим лекарством (ведь то, что выписывают псевдодиагносты, это не лекарство) – и все довольны. Псевдодиагност получает деньги, а пациент считает, что его спасли от чего-то страшного.

В медицине существует система критериев, по которой можно поставить тот или иной диагноз. Псевдодиагностику тоже можно оценить по системе критериев – «шкале развода на диагноз».

Система эта состоит из 12 критериев. Первые пять – большие, оставшиеся семь – малые. Чтобы отнести какую-то диагностическую методику к псевдодиагностике, достаточно, чтобы она соответствовала одному большому и одному малому критерию.

То, чего не существует

Первый большой критерий, по которому можно определить псевдодиагностику, – в её основе несуществующее нереальное явление. Например, энергоинформационные поля, торсионные поля, неизвестные космические лучи, энергии, аура и пр. – всё то, что не определяется наукой, которую альтернативщики называют официальной. То, что не найдено, не обнаружено наукой, используется альтернативщиками.

В медицине что-то постоянно меняется по мере развития науки, внедряются новые методы, новые исследования, новые схемы лечения, изменяются фундаментальные подходы к лечению болезней в связи с открытиями учёных. В псевдодиагностике используется то, что когда-то было отвергнуто медициной как неработающее. Либо используется то, что не существует вовсе, как, например, торсионные поля, которые до сих пор никто найти не смог.

При этом объяснение принципов псевдодиагностики будет предельно наукообразное. Вот, например, цитата из инструкции к аппарату для биорезонансной диагностики: «аппарат функционирует на основе принципа усиления иниции­рующего сигнала при распаде метастабильных структур, магнитные моменты молекулярных токов кризисных центров головного мозга под воздействием внешнего электромагнитного поля теряют свою первоначальную ориентацию, за счёт чего разупорядочиваются спиновые структуры делокализованных электронов, что служит причиной возникновения в них неустойчивых метастабильных состояний, распад которых играет роль усилителя инициирующего сигнала».

Если встречается такое объяснение, то можно сразу говорить, что это псевдодиагностика: чем больше накручено подобных оборотов, тем большее впечатление это производит на людей, далёких от науки. Физик же назовёт это описание бредом. Нормальная медицинская методика объясняется простым языком.

С головы до пят

Второй большой признак псевдодиагностики – огромный спектр диагностируемых патологий, от состояния кожи до репродуктивных органов. Настоящих медицинских методик, с помощью которых это можно было бы сделать, не существует. У любой медицинской методики есть свои ограничения: невозможно по электрокардио­грамме, например, найти перелом ребра. Если же у «врача» все заболевания на одном приборе, то на 99,9% это обман.

Один из примеров такого обмана – диагностика по Фоллю с помощью аппарата, который якобы определяет в биологически активных точках какие-то параметры.

Качество этой диагностики не раз проверялось в процессе контролируемого эксперимента. Задача диагностики – как минимум отделить больных людей от здоровых. Для этого отбирали группу заведомо больных людей, причём с легко определяющейся патологией, например аллергией. Группу, в которой есть как больные люди, так и здоровые, передавали фоллиевскому диагносту и просили определить, в каком случае человек страдает аллергией, а в каком – нет. В методике заявляется, что это возможно. В результате выяснилось, что ценность этой диагностики примерно на уровне угадывания: точность попадания диаг­ностики по Фоллю – 1 из 10. 

А чаще всего они просто не находят больных аллергией. То есть эта методика не работает.

Сам Алексей Водовозов продиагностировал на аппарате Фолля... батон колбасы. В результате такой «диагностики» аппарат выдал список диагнозов: колит, миозит, бронхо­пневмония, холецистит, неврит и т. д. Электрокардиограмма того же батона выдала идеальную горизонтальную линию.

Никто не уйдёт без диагноза

Если человек пришёл к псевдодиагносту, без диагноза он оттуда уже не выйдет. Так как основная задача псевдодиагностики – найти заболевание, которого нет, и продать пациенту лекарство от этого «заболевания». Принимать что-нибудь придётся в любом случае: либо лечебную программу, либо очистительную. А после очистительной понадобится восстановительная, потому что таким очищением, которое предлагают псевдодиагносты, организму наносится существенный урон. И, опять же, у альтернативщиков очень часто встречается мнение, что лечение всегда начинается с ухудшения. Другой вопрос, что они сами его и устраивают, а потом «излечивают». Диагноза «здоров» или «в пределах нормы» в псевдодиагностике не существует.

Возьмём, к примеру, гемосканирование – это диагностика по живой капле крови. Они ставят удивительные диагнозы: не просто что человек нездоров, а, например, у него дисбактериоз крови.

Конечно, бывают моменты, когда инфекция распространяется через кровь – гематогенная дессиминация. Но это относится к артериальной крови. При гемосканировании кровь берётся из кончика пальца. Здесь она существенно отличается по составу, и вирусы или бактерии будут в этой крови только в самом крайнем случае – когда человек лежит пластом в реанимации, а вокруг него скачет пара бригад, т. е. у него тяжелейшее состояние, сепсис и пр. Во всех остальных случаях никаких грибков, никаких бактерий в периферической крови не будет.

Ещё один распространённый «диагноз»: третья степень зашлакованности по классификации ВОЗ. Так вот, официальный представитель ВОЗ в России заявил, что такой классификации попросту нет. Получается обман в обмане: несуществующий диагноз ставят на основе несуществующих классификаций.

Ещё один любимый псевдодиагноз – синдром закисления. По уверениям шарлатанов-диагностов, практически все мы закислены: т. е. pH крови у нас смещён в кислую сторону. Но это хорошо говорить тем, кто не ориентируется в физиологии крови и не знает, что там есть мощнейшая буферная система. И сдвиг показателей pH даже на одну десятую доли вправо или влево – это очень и очень тяжело. Да, бывают, случаи, когда развивается метаболический ацидоз при, скажем, сахарном диабете. Но в этом случае человек опять-таки будет лежать в реанимации и состояние его будут корректировать вливанием специальных растворов в большом количестве.

Для убеждения пациенту показывают кровь под микроскопом – а многие ли видели свою собственную кровь под микроскопом? Единицы. Там что-то будет происходить, вы будете за неё переживать – конечно, ведь это же ваша кровь! – и вы будете готовы купить всё что угодно за любые деньги, лишь бы ваша кровь себя хорошо чувствовала. При этом за мочевую кислоту выдают треснувшее покровное стекло, с помощью которого исследуют вещества под микроскопом, а «паразитом в крови» оказывается банальная пыль. И всех этих «паразитов» изгоняют токсичными очистительными программами.

Ольга ШУПТА
 

Выразить свое отношение: 
Рубрика: Здоровье
Газета: Газета Крестьянин