Недвижимость попала в сети

С введением в России Единого государственного реестра объектов недвижимости работа над кадастровыми ошибками упростится

«Крестьянин» уже рассказывал своим читателям, что с 15 июля этого года прекратилась выдача бумажных свидетельств о государственной регистрации прав на недвижимое имущество. Теперь этот документ заменяет выписка из Единого государственного реестра прав (ЕГРП). Какие преимущества дают нововведения в 122 Федеральный закон, рассказал на конференции в пресс-центре «Дон-Медиа» исполняющий обязанности директора Кадастровой палаты Ростовской области Юрий Палюх.

– Для получения выписки из ЕГРП достаточно обратиться в любой территориальный отдел Кадастровой палаты РО, офис МФЦ или на сайт Росреестра. Воспользовавшись электронным сервисом, заявитель экономит до 30% пошлины. Выписка в бумажном виде для физических лиц обойдётся в 200 рублей, для юридических – 600, в электронном виде – 150 и 300 рублей соответственно. Это нововведение выгодно ещё и тем, что появилась возможность осуществлять регистрацию недвижимости в электронном виде, в том числе и подавать документы на государственную регистрацию экстерриториально. То есть, сидя дома или в офисе в Ростове-на-Дону, заявитель может подать через портал Росреестра документы на регистрацию объекта недвижимости, находящегося, например, в Краснодарском крае, – пояснил Юрий Палюх.

Кроме того, сделки с недвижимостью, по словам спикера, станут более безопасными. Бумажное свидетельство можно было подделать, чем и пользовались мошенники.

Немаловажно и то, что в выписке информация всегда актуальна. 

В рамках координальной оптимизации услуг Росреестра грядут и иные перемены. С 1 января 2017 года вступит в силу 218 федеральный закон,  который объединит базы данных государственного кадастра недвижимости (ГКН) и Единый государственный реестр прав (ЕГРП) в Единый государственный реестр объектов недвижимости (ЕГРОН). На Дону эта работа уже началась, поскольку Ростовская область один из двух российских регионов, где новая концепция проходит пилотное эксплуатирование.

– Подавая заявление о постановке на учёт объекта недвижимости, человек сразу подаёт заявление на последующую государственную регистрацию прав на этот объект. В результате учётно-регистрационная процедура сокращается с 20 до 10 дней. А выписка из ЕГРОН заменит собой все выписки из старых баз данных и будет содержать все те же сведения.

«Крестьянину» не раз приходилось разбираться с ситуациями, когда наложение координат различных участков друг на друга как на территории поселений (в селе Генеральском), так и на землях сельхозназначения (в Белокалитвинском районе) приводило к «пограничным войнам», иногда с трагическими последствиями. Поэтому мы поинтересовались у и.о. директора областной кадастровой палаты, как будет вестись работа над кадастровыми ошибками. Юрий Палюх заявил, что сейчас постановка на учёт вновь образованных земельных участков с пересечением уже существующих объектов ГКН невозможна. До вступления в силу 221-го закона, когда действовали переходные законодательные акты, такие ошибки случались. Что с этим делать?

– Есть как минимум три формы исправления этой ситуации, – отметил Юрий Палюх. – Первая: собственники земельных участков, которые имеют пересечения, наложения государственной кадастровой недвижимости, могут обратиться к кадастровому инженеру. Он проведёт межевание. Далее нужно составить заявление об исправлении кадастровой ошибки или заявление о внесении изменений в государственный кадастр недвижимости. Если кадастровый инженер правильно измерит границы, отметит точки на местности, грамотно обоснует наличие кадастровой ошибки, в том числе со ссылкой на 15-летнее использование участка, то вопросов никаких не возникнет. Вторая форма опирается на норму, внесённую в 221 ФЗ о том, что органы кадастрового учёта (кадастровая палата) имеют право самостоятельно выявить кадастровую ошибку и исправить её, уведомив собственника объекта за шесть месяцев до исправления, какие должны быть координаты. Если в течение полугода собственник не предпримет никаких действий, кадастровая палата изменит координаты земельного участка на вновь измеренные. Однако, хотя эта норма и прописана в законе, выполнить её, не нарушив интересы и законные права граждан, пока невозможно, поскольку нет сейчас юридических оснований. То есть ещё не готова картографическая основа, которую Росреестр только создаёт и по территории Ростовской области, и других субъектов Федерации. Согласно действующим нормам, мы можем направить не решение об исправлении, а уведомление о наличии кадастровой ошибки. На её исправление, как я уже сказал, у собственника объекта есть шесть месяцев. А третья возможность исправления кадастровой ошибки дана органам власти муниципальных образований. Нормативным актом введено такое понятие как комплексные кадастровые работы. Главы администраций вправе самостоятельно заказать работы по исправлению кадастровых ошибок в своём муниципальном образовании. Естественно, обратиться к кадастровому инженеру, чтобы исправить все ошибки массово, так скажем, оптом, будет дешевле. Единственный нюанс заключается в том, что комплексные кадастровые работы можно проводить только один раз в отношении одного кадастрового квартала. К сожалению, муниципалы в органах власти местного самоуправления пока не пользуются этой нормой. Но мы, не дожидаясь, когда кто-то проявит инициативу, сами выявляем наиболее критичные кадастровые кварталы. Думаю, что скоро у нас появится опыт проведения комплексных кадастровых работ, который мы растиражируем на всю Ростовскую область, чтобы не осталось белых пятен. Это позволит вовлечь все объекты недвижимости в налогооблагаемый оборот и пополнит местные бюджеты дополнительными средствами.

Людмила ВОРОБЬЁВА

Выразить свое отношение: 
Рубрика: Закон
Газета: Газета Крестьянин