Бросить бизнес ради школы

«Я счастлив, что могу преподавать детям историю», – говорит сельский учитель Дмитрий Порохня

Дмитрий Порохня встречает меня в холле 23-й школы посёлка Красногорняцкого и заводит в класс, где в разгаре урок истории. «Сегодня у нас гость, ведите себя хорошо», – наставляет он учеников. Дети удивлённо смотрят на меня и затихают. Тишину нарушает голос мальчишки с задних парт. 

– Дмитрий Владимирович, что-то у нас здесь мухи разлетались, – замечает он. 

– Дима, не зли меня, – по-доброму отвечает Дмитрий Владимирович. 

5-й «А» класс проходит историю древнего мира. Дмитрий Владимирович рассказывает пятиклашкам о быте кромань­онцев и неандертальцев, о том, как и когда появлялись первые орудия труда. «Сегодня мы будем много писать», – сообщает школьникам учитель истории. В классе раздаётся недовольный гул. Дмитрий Владимирович подливает масла в огонь и напоминает детям о грядущей на следующей неделе самостоятельной. Гул усиливается. «Да сколько можно писать, мы даже диктантов таких больших никогда не писали», – восклицает парнишка. Его дружно поддерживают одноклассники: на прошлом уроке они тоже много писали, что страшно их утомило. 

– Ладно, не хотите писать, давайте вспомним пройденное, – в конце концов сдаётся под натиском детей Дмитрий Владимирович. – Кто помнит, на что распадается родовая община? 

– На семьи! – вскакивает с задней парты мальчик, и его ответ опережает поднятую руку. 

– А почему так происходит?

– Потому что они занимаются разными вещами, у каждой семьи своя задача, – продолжает мальчик.

– Кто управляет племенем?

– Вождь, вождь! – не останавливается пятиклассник.

– Молодец, Иван, нравишься мне сегодня.

– Тогда я сегодня Иван, – уверенно произносит девочка из-за второй парты.

– Хорошо. Тогда расскажи мне вот что, Иван… 

– Нет, я не Иван, я – Анастасия, – резко передумывает школьница.

Внезапно Дмитрий Владимирович замечает, что одна из учащихся почему-то сидит под столом. «Настя, это что такое?» – строго спрашивает он. Девочка отвечает, что не любит, когда её фотографируют, тем самым дискредитируя меня, до последнего старавшегося снимать урок незаметно. «А я люблю!», «Сфотографируй меня», «Не фоткай её, фоткай нас», – раздаются возгласы одноклассников. На уроке опять шумно. Вдруг Ваня снова поднимает руку и говорит: «Дмитрий Владимирович, а вы знаете, как делает наша учительница биологии? Когда в классе шумят, она замолкает и отнимает от перемены ровно столько времени, сколько молчит». В адрес Вани немедленно поступает несколько шутливых угроз от одноклассников. «Хороший метод», – замечает учитель. Класс затихает. Через пару минут звенит звонок, и все резко начинают разбегаться. Никаких «Звонок – для учителя». Как только урок заканчивается, дети встают из-за парт. Лишь несколько учеников подходят к учителю уточнить оценку за урок. Плохих оценок 5-й «А» на уроке истории не получил. У всех четвёрки и пятёрки. С довольными лицами дети покидают класс.

Класс истории в 23-й школе – её гордость. На стенах развешены портреты знаменитых путешественников и первооткрывателей – Беринга, Колумба, Крузенштерна, Кука и русских правителей – от Невского до Путина. Под портретами висят военная форма армии СССР, воздушка советских времён, боевой топор, привезённый учителем из Казахстана, копия знаменитого АК-47, штык-нож и дуэльный пистолет XVIII в. 

– Мы здесь всё собрали своими силами, – рассказывает Дмитрий Владимирович. – Видишь пробитую каску на второй полке? Немецкая, времён Великой Отечественной. Видать, не ушёл немец отсюда. А рядом с ней целая, советская, дошла до нас без царапинки. Все эти гильзы, противогазы – мы это сами собрали. Что-то сами привезли, что-то ученики нашли дома и нам подарили, они же видят, им нравится. А вон внизу фотоаппараты, от «Зенита» до «Полароида», так можно отследить, как техника развивалась. Всё это отличный способ научить детей работать с историческими артефактами. Рассказываешь про всё это – им скучно, а как дашь в руки подер­жать что-нибудь тех времён, так сразу интерес появляется, вопросы сыпятся.

– А я противогаз принёс! – подмечает мальчик, стоящий рядом.

– А тот топорик мой папа передал! – присоединяется к разговору одноклассник.

Дмитрий совсем недавно работает в школе. До этого он много лет занимался бизнесом, связанным с нефтепромышленностью, был директором крупной компании, работал с зарубежными партнёрами, имел хороший доход. А потом решил, что пора бы сделать что-то для души, и устроился работать в школу. 

– Дмитрий Владимирович – новый учитель, мы ещё не очень хорошо его знаем, но пока нам нравится. Вродё клёвый мужик. Да и не может быть по-другому, он же Порохня! – говорит восьмиклассник, ожидающий урока обществознания. – Его родители тут тоже работают. Папа – учитель истории, мама – директор, их здесь все знают и любят. 

На одной из стен в кабинете висит несколько чёрно-белых фотографий. На них двое улыбающихся молодых людей вместе с туземцами – это Наталья Ивановна и Владимир Васильевич Порохня, родители Дмитрия. В 1981-м они ездили в экспедиции в Сенегал и на Мадагаскар, где рассказывали африканцам о советском образе жизни.

К тому, чтобы стать учителем истории и обществознания, Дмитрий пришёл не сразу. После восьмого класса он ушёл в мед­училище, после год отработал на «скорой», потом поступил в питерский медицинский университет, но после окончания вуза вернулся в Ростов и закончил ещё и истфак. По его словам, годы учёбы на историческом факультете были лучшими в его жизни. Но на пути к карьере преподавателя была ещё одна важная веха – бизнес. Много лет Дмитрий отработал в сфере продаж, где приобрёл один из самых важных навыков – умение договариваться, которое и в работе учителя неплохо ему помогает.

– Я всегда был убеждён, что стану историком, сомнений в этом не было никаких, – рассказывает Дмитрий. – Но пришёл к этому я только сейчас, чему на самом деле очень рад. У меня полностью сформировалось мировоззрение, и теперь я могу чему-то научить детей, а это очень важно. К каждому из них нужен свой подход, они все из разных семей. Мне нравится работать с детьми. Чувствую, что могу чем-то поделиться. Знаешь, я когда ушёл из бизнеса и пришёл в школу, был счастлив, у меня как будто камень с души упал. Есть люди, у которых глаза горят от всей этой коммерции, но я не такой. У меня отлично получалось продавать, но не этого я хотел от жизни. Обеспечил себя финансово и сразу пришёл в школу – для души. Тут у меня и родители работают, и дети попроще. В плане интеллекта городским не уступают, а вот понтов нет, ценности другие, приоритеты, с ними приятно работать.

Конечно, современные дети теряют самоконтроль, зная, что всегда их кто-то страхует, и это, кажется, большая проблема молодого поколения.

– Я счастлив, что могу преподавать им историю. Через неё можно объяснить некоторые моменты, провести параллели с современным миром. Я вот очень люблю период Ивана Грозного, он сам безумно интересен, и там огромное количество спорных моментов. И период СССР, конечно. Он удивителен с точки зрения истории. Этого не должно было произойти, а оно взяло и случилось. И весь мир изменился. Школа даёт человеку основную базу, с которой он пойдёт дальше по жизни. 

Прежде чем попрощаться на новочеркасском автовокзале, Дмитрий Владимирович провозит меня по всему историческому центру города, параллельно проводя экскурсию. Кажется, историю родного города он знает не хуже истории России – каждую улицу, каждый памятник, каждое здание, каждый музей. Сомнений не остаётся – ученики 23-й школы, хоть сами того пока и не осознали, в надёжных руках.

Глеб ГОЛОД
Октябрьский р-н, Ростовская обл.
Фото автора

Выразить свое отношение: 
Рубрика: Общество
Газета: Газета Крестьянин