Сезон падающих балконов

«Помогите, у нас закрыли амбулаторию! – позвонили читатели из посёлка Углегорского. – Президент запретил, а они закрывают!» 

Действительно, чуть больше месяца назад в послании Феде-ральному Собранию Владимир Путин покритиковал местные власти, которые «увлеклись административными преобразованиями» и позакрывали сельские больницы и ФАПы где можно и где нельзя. «В населённых пунктах с численностью от 100 до 2 000 человек в течение 2018-2020 годов должны быть созданы фельдшерско-акушерские пункты и врачебные амбулатории», – сказано в послании. Но, как выяснилось, в Углегорском, население которого 2 400 жителей, речь не идёт о пресловутой оптимизации. Амбулаторию закрыл волевым решением главный врач района, потому что она стала стремительно рушиться. Нечто похожее произошло недавно с детским садом.

– Так у нас половина зданий такие же, – объясняют углегорцы. – Что ж теперь, всё закрывать?

Оказывается, можно привык­нуть и к тому, что с потолка сыплется штукатурка, а то и кирпичи норовят обвалиться.

Здание углегорской амбулатории

Неожиданные трещины

– Трещины пошли по амбулатории ещё лет семь-восемь назад, – говорит главный врач Евгений Дудников. – Здание обследовали, сделали две стяжки, укрепили дверные проёмы, потом поменяли окна на пластиковые. Но капитального ремонта в здании не делали никогда – только косметические. 

В конце марта тревогу забили сами сотрудники. Они ко многому уже привыкли – к тому, что второй этаж уже много лет как закрыт и туда лучше не подниматься, а на балкон вообще выходить ни в коем случае нельзя. 

– Но тут, после оттепели, трещины стали появляться прямо на глазах. Вот этой ещё неделю назад не было, и вот этой дыры на потолке тоже, – показывает заведующая амбулаторией Любовь Парешнева.

29 марта разорвало строительные маяки, установленные раньше для того, чтобы контролировать деформацию здания. Осела лестница, ведущая на второй этаж. А потом рухнул балкон – счастье, что хоть не на голову кому-то. 

– Стало ясно, что медработникам опасно там находиться, – продолжает Евгений Дудников.

– И пациентам, вероятно, тоже…

– Да, конечно. Но вы же сами слышали, что они говорят: «Мы всё равно готовы сюда ходить». Поверьте, у нас подобных зданий – пусть не в таком критическом состоянии – хватает: Жирновская амбулатория, Михайловская, Скосырская…

Школа имени Жириновского

Посёлок Углегорский появился на карте Ростовской области в пятидесятые годы прошлого века, когда в Тацинском районе нашли месторождение угля. Вскоре построили кирпичные здания – амбулаторию, школу, детский сад и всё прочее, что нужно для нормальной жизни. Но вот незадача: совершенно неожиданно выяснилось, что здания без нормального ремонта лет через шестьдесят вдруг покрываются трещинами. 

– Что у нас происходит? Посёлок рушится, вот что происходит, – говорит депутат Углегорского сельского поселения директор местного ДК Василий Худомясов. – Дома ставили без фундамента, а если и с фундаментом, то там не бетон, а песок. А теперь все эти огрехи вылезают.

Очень уместно вписывается в происходящее масштабный недострой напротив Дома культуры. Местные жители прозвали его «школа имени Жириновского»: говорят, в 1990-е годы тогда ещё начинающий лидер ЛДПР кричал на всю площадь, что он лично позаботится о том, чтобы углегорские дети ходили в эту школу, которую начала строить ещё советская власть, да так и не достроила.

Всё больше людей подходит к Дому культуры. О встрече я договаривалась с несколькими активистами, но сарафанное радио сработало на совесть: пришло человек шестьдесят, а то и больше. Когда у входа образовалась плотная толпа, люди переместились в зал. И накинулись с вопросами и претензиями на трёх представителей власти: главу администрации поселения Ларису Качурину, завотделом образования Татьяну Харитонову и главврача Евгения Дудникова.

Недострой имени Жириновского

Вешайте вашу лапшу

В зале шум, крик, гам.

– Тише! Давайте в спокойной обстановке дадим повесить нам лапшу на уши, – урезонивает крикунов солидный мужчина в возрасте. Скептический настрой вообще преобладает: дескать, вы сейчас с нами поговорите, а потом уйдёте в свои кабинеты, и всё останется по-прежнему. Надо признать, что в ожидании «лапши на уши» могут потеряться любые, даже здравые предложения со стороны власти. 

Главным, хотя и не единственным вопросом остаётся амбулатория.

– Сегодня приедет комиссия из строительной организации. Они дадут окончательное заключение: можно ли использовать здание? Они и будут нести ответственность за это решение, – объясняет собравшимся Евгений Дудников.

– Скажите, чтоб признали годным, – кричат сразу несколько голосов – и зал их поддерживает.

Лично я в эту самую амбулаторию заходила только из чувства долга – чтобы сфотографировать её во всей красе. И было мне очень неуютно. А куча камней с битой штукатуркой под свежеобвалившимся балконом вызывала желание отойти метров на двести и больше сюда не возвращаться. Но углегорцы готовы не только сами сюда ходить, но и водить детей.

Даже в свете последних событий, говорящих о том, что и положительное решение любой комиссии ничего не гарантирует. Осудить их за такое наплевательство?

– А что нам делать, если амбулаторию всё-таки закроют?

– Обращайтесь в районную больницу, – отвечает главврач. – Восемь километров всего.

– А если мне назначили четыре укола в день? А если у ребёнка температура, а автобус уже ушёл? Это в городе восемь километров – ерунда, когда общественный транспорт ходит, а нам как добираться?

Главврач обещает, что будет решать все проблемы по мере поступления. А самое главное – и он, и глава поселения объясняют, что это всё временные трудности: к концу года в Углегорском появится модульная амбулатория со стационаром. Её планировали установить в следующем году, поскольку старое здание не подлежит восстановлению, но раз уж такой форс-мажор, решили поторопиться. 

«Верните амбулаторию!»

О чём вы думали раньше?

Люди шумят, ругаются, но в целом, конечно, с нетерпением ждут, когда вместо облезлой аварийной двухэтажки появится модульная амбулатория. Я понимаю их радость, я не понимаю другого: почему нужно довести солидное, изначально крепкое (пусть и не без огрехов построенное) кирпичное здание до такого состояния, что его остаётся только снести и поставить очередную пластиковую времянку? Нет, я понимаю, что модульные больницы и ФАПы – хороший выход для глухомани, где жителей раз-два и обчёлся, а завтра, может, и тех не будет.

Но здесь-то зачем? Неужели нельзя было спохватиться раньше, чем начнут сыпаться кирпичи?

Мои мысли буквально прочитывает очень серьёзный юноша: 

– Здание амбулатории начало рушиться не вчера и даже не месяц назад. Уже очень давно было ясно, что скоро оно придёт в негодность. Почему вы ничего не предприняли? Почему не позаботились о том, чтобы найти хотя бы временное помещение для амбулатории?

Вопрос тонет в шуме и криках. 

«Вишенка» на углегорском торте

За месяц или два до происшествия с амбулаторией такая же история произошла с детским садом «Вишенка»: здание закрыла комиссия, а 85 детей предложили водить в Тацинку и окрестные сёла и хутора. При этом снаружи садик выглядит настолько благополучно, что я некоторое время кружила в поисках аварийного объекта. Оказалось – вот он, свежеотремонтированный, весёленького жёлтого цвета. 

– Это снаружи, – говорит завотделом образования Татьяна Харитонова. И показывает то, что внутри. Зачем нужно было обшивать новеньким сайдингом древнее ветхое здание, не очень понятно. Но, как уверяет Татьяна Анатольевна, на момент ремонта всё было в полном порядке, а трещины полезли уже потом.

На собрании она вместе с главой поселения успокаивает жителей: пока садик не работает, администрация пустит дополнительный рейсовый автобус, который будет возить детей вместе с родителями в окрестные садики и обратно. А в здании сделают капремонт: осталось дождаться 34 млн рублей из областного бюджета, но их уже обещали. В общем, запастись терпением нужно примерно на год. 

А после этого на капремонт закроют школу.

* * *

Вечером того же дня мне звонят радостные активисты: комиссия разрешила не закрывать здание амбулатории, а использовать его частично. Они уже начали перетаскивать оборудование в те комнаты, которые сочли самыми безопасными.

– Вам не страшно? – спрашиваю я одну из женщин. – Там же всё на ладан дышит.

– Вы бы на мой дом посмотрели, – смеётся та в ответ.

Анна КОЛОБОВА
Фото автора

Выразить свое отношение: 
Рубрика: Общество
Газета: Газета Крестьянин