«Чтобы стать кузнецом, надо ковать»
В Москве состоялся очередной съезд АККОР
Более семисот делегатов со всей страны, представители Минсельхоза РФ, других структур АПК, субъектов Федерации, парламентарии, учёные обсуждали насущные проблемы фермерского движения.
Пленарному заседанию предшествовала работа тематических секций, где подробно рассматривали проблемы ведущих сельских отраслей. Накануне состоялось также рабочее совещание, посвящённое господдержке малых форм хозяйствования, с участием президента АККОР и первого заместителя министра сельского хозяйства. Так что к общей дискуссии делегаты пришли, вооружённые дополнительной информацией, обменявшись мнениями о том, как дальше жить и работать на своей земле.
С докладом выступил президент АККОР, депутат Государственной Думы Владимир Плотников. Сельское хозяйство страны, сказал он, демонстрирует устойчивый рост, опережая другие отрасли экономики. И в этом немалая заслуга фермеров. Из 135 миллионов тонн зерна, собранных в минувшем году, на их долю приходится 39,4 миллиона. Удельный вес в производстве овощей, картофеля составляет соответственно 68 и 73, подсолнечника – 32 процента. А посевные площади за последние десять лет расширились с 12 до 22 миллионов гектаров.
Сказалась помощь и поддержка Минсельхоза, Россельхозбанка, Росагролизинга, других федеральных, региональных структур. В майском указе президента, напомнил докладчик, поставлена задача: «создать систему поддержки фермеров и развития сельской кооперации». В этих словах – ключ к решению многих наших проблем.
«Системе» нужна подпитка
Однако найти этот ключ не так просто.
Хозяйство Ильшата Хабибуллина, что в Заинском районе Татарстана, заметно пошло в гору. У него 140 голов крупного рогатого скота, в том числе 75 коров, строит ещё помещение на полсотни скотомест. Решил и проблему сбыта продукции, открыв собственный магазин.
А всё началось, рассказал он делегатам, с гранта на развитие семейной фермы. За счёт этих средств расширил и модернизировал производство. Владмир Кошманов, фермер из Калужской области, получив грант, создал роботизированную молочную ферму.
Но примеров таких мало. «Системе» нужно, как видим, финансовое наполнение, а с этим проблемы. Взять кредит, особенно «малышам», практически невозможно, с сожалением констатировал докладчик. За 2017 год удалось это сделать лишь примерно двум процентам фермеров. Нынче, правда, такие кредиты получило вдвое больше хозяйств. В 2,3 раза вырос объём выделяемых средств. Но всё равно – капля в море.
Чрезмерно завышены требования банков к заёмщикам, сложно оформить заявку. Ильдар Аглиуллин, председатель Союза сельхозтоваропроизводителей Башкирии, предлагает упростить механизм льготного кредитования. Увеличить и размеры грантов: три миллиона рублей для животноводов, полтора – на другие виды деятельности. И чтобы регионы сами решали, куда направлять эти средства, поддержал коллегу Александр Артемьев, президент АККОР Республики Саха (Якутия).
Нынче здесь планируют выделить из регионального бюджета 80 грантов начинающим и десять – на развитие семейных ферм. Многие желают участвовать в этой программе, но слишком узка предложенная специализация, посетовал Артемьев: мясное, молочное скотоводство. Надо, по его мнению, включить и другие отрасли. И изменить соотношение: не сорок, а двадцать процентов собственных средств, что позволило бы увеличить число участников программы.
Гранты, подчёркивали выступавшие, доказали свою эффективность как инструмент развития. Для многих они – последний шанс наладить своё дело. Получил грант, приобрёл 15 коров. Через год, глядишь, их уже 25. И далее – по нарастающей. Такая поддержка финансируется через единую субсидию. То есть позиция регионов тут – определяющая.
– Как же добиться их расположения? – обращались выступавшие к руководству АККОР.
– Терпеливо, настойчиво работать с губернаторами, их аппаратами, – отвечал Плотников.
Слабое утешение. На текущий год начинающим фермерам обещают 3,7 миллиарда рублей. Семейным – 3,8 миллиарда. Столько, кстати, стоит один лишь крупный молочный комплекс.
Делегаты предложили рассмотреть возможность использовать материнский капитал или хотя бы часть его в качестве взноса на получение грантов. Это поможет, прежде всего, молодым семьям создать своё хозяйство. Тем более что свыше 23 тысяч фермеров – представительницы слабого пола. Из них почти 1 300 – в возрасте до тридцати лет, напомнила Надежда Безбудько, председатель Общероссийского движения сельских женщин.
Вместе с тем, из всех видов поддержки самая простая, понятная и справедливая, признали делегаты и докладчик, погектарная. Ввести её была инициатива самих фермеров. Но если в странах Запада она составляет в среднем 259 евро, или примерно 19 тысяч рублей, то у нас 200-400 рублей. К тому же и не всем доступна. Местные власти обставили её множеством надуманных требований. В итоге такую поддержку получили меньше двенадцати процентов хозяйств. Выступавшие предлагали, по их мнению, простой и ясный способ: отчитался за убранные площади – получай, что положено.
Тема финансов на подобных форумах – всегда самая острая. Сегодня её подогревает непростая ситуация на рынке товаров и услуг.
Президент АККОР выступил с докладом
Кто ответит «за базар»?
Рекордный урожай года минувшего, как ни парадоксально, поставил на грань разорения многие хозяйства.
– Случился обвал цен, и оказались мы в цейтноте, – с грустью рассказывал президент союза КФХ Омской области Иван Бригерт. – Придержать зерно до лучших времён, а где хранить? Элеваторы переполнены.
Нужно, по его мнению, отрегулировать механизм товарных интервенций, тарифы на железнодорожные перевозки. Со своей стороны, Александр Хижняк, председатель совета АККОР Оренбургской области, предлагает установить определённые «балансы». То есть договор, сколько хлеба должен фермер продать, по какой цене. С правом требовать неустойку в случае нарушения условий.
Неуклонно дорожают горючее, электричество, запчасти, удобрения, средства химзащиты. В Ставропольском крае стоимость дизтоплива с 32 рублей за литр в прошлом году сегодня поднялась до 34-36 рублей, удобрений – с 11,8 рубля за килограмм до 13, электроэнергии – с 5,7 рубля за киловатт до 7,5. Похожая картина в хозяйствах Кубани, Дона, Поволжья, Сибири, других регионов.
В то же время закупочные цены на молоко упали до 13 рублей за литр. На розничных это не отразилось. И в условиях капиталистических отношений, полагает Камияр Байтемиров, председатель Ассоциации фермеров и крестьянских подворий Татарстана, нужны защитные меры, контроль ценообразования. «Если государство не вмешивается в рынок, то будет отвечать за базар».
Фермер сегодня, признавали делегаты, не оставлен без поддержки. И деньги всё же выделяют, и технику – на льготных условиях. Лизинг – без залога, с отсрочкой первого платежа на полгода, под минимальный процент. Александр Клепченко, представитель руководства Росагролизинга, рассказал о перспективах сотрудничества, преференциях на поставки техники, племенного скота. По минимальной ставке соответственно 3,5 и 1,5 процента. Создаются и успешно работают региональные лизинговые компании. Делегаты предложили увеличить уставный капитал этой важной для крестьян структуры.
В погоне за передовыми технологиями, предупреждали делегатов специалисты, нельзя забывать о соблюдении правил и совершенствовании агротехники, условий содержания скота.
Тем более что не у всех есть возможности тратиться на дорогостоящие новшества. Генеральный директор АО «Капитал-Прок» Светлана Тананова убеждена: и с минимальными затратами можно получать хорошие результаты, например в животноводстве. «Капитал-Прок» – эксперт «Молочного клуба» АККОР. На безвозмездной основе консультирует фермеров, хозяев личных подворий.
Ещё один актуальный пункт повестки: кооперация. Она жизненно необходима всем: от малых до крупных хозяйств. Облегчает бремя многих забот, помогает выстраивать отношения между звеньями производственной цепочки – от поля до прилавка. И опыт такой имеется: на Ставрополье, Кубани, в Нечерноземье, Поволжье. О нём рассказали, в частности, Виктор Гаговский («Ивановская артель», Краснодарский край), Елена Байкова («БашАгромир»), другие. Это и содействие в кредитовании, реализации готовой продукции, в развитии сельских территорий. В той же Якутии на сходах определяют, какой именно кооператив нужнее.
В 2017 году на поддержку сельхозкооперативов страны было выделено 1,6 миллиарда рублей. На текущий планируется 1,7 миллиарда. С региональной получится 2,2 миллиарда. И всё же, сетовали выступавшие, маловато, чтобы оказать финансовую помощь остро нуждающимся. Прежде всего, малым и средним хозяйствам. Однако большая часть субсидий достаётся агрофирмам, комплексам. А между тем, как следует из приводившихся на съезде данных экспертов, если довести финансовую обеспеченность КФХ до уровня сельхозпредприятий, можно ожидать ускорения роста производства в шестнадцать раз.
«Малышей» не обижать!
В аграрном секторе России, отмечали делегаты, складывается непропорциональное, вредящее делу соотношение между малым и крупным бизнесом. Последний устанавливает монополию, диктует высокие розничные цены. В 90-е годы минувшего столетия произошёл резкий спад сельхозпроизводства вообще, свинины в частности. На создание крупных комплексов бросили тогда львиную долю государственных субсидий, инвестиционных кредитов.
Правительство не поддерживало семейные свинофермы, несмотря на то что во многих регионах они успешно работали, с соблюдением всех ветеринарных требований. Параллельно началось и масштабное наступление на них, под предлогом борьбы с африканской чумой. Словом, пространство было очищено от конкурентов. В результате хозяева крупных комплексов договорились о повышении цены на свою продукцию, по всей цепочке. И она подскочила на 25-30 процентов.
В Псковской области, рассказал на съезде президент областной АККОР Александр Канашенков, мелкие хозяйства не поощряют, всё внимание – крупным свинокомплексам. При этом госчиновники ни в Москве, ни на местах не заинтересовались, почему нет их в Европе. Сегодня на тех же псковских гигантах всё отчётливее проявляются так называемые побочные явления: миллионы кубометров жидкого навоза.
Нависла серьёзная угроза экологии. Чтобы справиться с этой проблемой, нужно строить заводы по утилизации вредоносных отходов. Расчёты показывают: это почти удвоит стоимость всего объекта, соответственно, и продукции.
Похожая картина и в молочном скотоводстве. С начала аграрных преобразований сброс поголовья произошёл только в крупных хозяйствах. ЛПХ количество коров сохранили. Вице-президент АККОР Ольга Башмачникова полагает: восстанавливать поголовье, увеличивать производство молока в стране надо не за счёт агрохолдингов, мегаферм, а за счёт мелких, средних. Им в первую очередь господдержку, свободный доступ к рынкам сбыта.
И это не благое пожелание, а вывод, проверенный практикой. Зимой 2016-2017 года АККОР совместно с Минсельхозом при участии Россельхозбанка, Росагролизинга, научных учреждений провёл Всероссийский конкурс на лучшую семейную ферму. По четырём номинациям: до 25 коров, от 26 до 50, от 51 до 100, и от 101 до 200. Выяснилось: сорок процентов семейных ферм имеют годовую продуктивность выше пяти тысяч, и тридцать процентов – от 3 500 до 5 000
литров. А себестоимость продукции обеспечивает уровень рентабельности, необходимый для погашения кредитов. Это достигается за счёт собственных кормов, снижения других затрат.
Постепенно ситуация у «малышей», особенно ЛПХ, стала ухудшаться. Раньше они получали помощь от колхозов, совхозов. Кормами, транспортом. Нынче руководители – собственники предприятий смотрят на них как на конкурентов. Помощь и поддержка теперь меньше, а то и вовсе прекращены.
Делегаты рекомендовали руководству АККОР подготовить программу перевода ЛПХ в крестьянские хозяйства семейного типа. Предусмотреть стимулы, максимально упростить налогообложение, открыть доступ к господдержке: погектарной, льготным кредитам, лизингу техники.
Выступавшие отмечали растущий интерес властей всех уровней к своим делам и заботам, заметную помощь с их стороны. Однако по-прежнему давит административный пресс. Тех же проверок стало меньше лишь по официальным данным. В действительности значительного облегчения фермеры не почувствовали. Делегаты рекомендовали проверяющим усилить контроль торговых сетей, качества продовольствия на прилавках магазинов. Чтобы не травили народ фальсификатами, не бросали тень на добросовестных поставщиков.
«Злобой дня» остаётся и земельная реформа, её пробелы, которые никак не удаётся устранить. В частности, кадастровая стоимость нередко превышает рыночную. Нет до сих пор права строить дом на своих угодьях. И приоритет местных фермеров на свободные доли остаётся благим пожеланием.
Эти претензии делегаты адресовали, прежде всего, президенту АККОР как представителю высшей законодательной власти. Чего парламент мешкает, куда смотрит? Нужно, согласился В. Плотников, корректировать положения этой реформы, её основополагающие документы. Например, вводить более жёсткие механизмы изъятия пустующей земли, передавать её добросовестным, успешным пользователям.
Но, как говорится, благими пожеланиями устлана дорога в ад. «Чтобы стать кузнецом, надо ковать».
Первый заместитель министра сельского хозяйства Джамбулат Хатуов согласился со многими претензиями выступавших, ответил на вопросы. Дело, подчеркнул он, не только в суммах кредитов, субсидий, но и в их рациональном использовании. Тем, кто строит, модернизирует молочные фермы на 30 голов и более, будет оказана финансовая поддержка.
Только это должны быть высокотехнологичные типовые проекты.
Нужно также обеспечить эффективное внутреннее потребление того, что производим. Это и глубокая переработка продукции полей, ферм, создание прочной кормовой базы для растущих потребностей животноводства, совершенствование транспортной инфраструктуры, всей технологической цепочки.
– Дороговизна электроэнергии, горюче-смазочных материалов – больная для крестьянства тема. Сложная задача и для нас, – откровенно признал Хатуов. – Решить её министерство не в состоянии. Но если за это возьмутся и депутаты Государственной Думы, вместе мы сможем делу помочь.
«Фермерскому роду нет переводу», – на этой высокой ноте, встреченной бурными аплодисментами, закончил он свою речь.
В кулуарах заседания спросил я Владимира Башмачникова, одного из отцов-основателей фермерского движения, почётного президента АККОР, как сегодня оценивает состояние своего детища.
– Оно растёт, развивается, крепнет. Взять, к примеру, малые хозяйства. Иные скептически относились к их будущему, роли в агробизнесе, а они вон как развернулись. Фермерское движение в целом приобрело богатый опыт, вместе с тем – и новые проблемы.
– Какие, например?
– О них, вы слышали, говорилось на съезде. Вот продукция накапливается. Как её переработать, реализовать? Многие высказываются за создание своей торговой сети. По-настоящему не встала на ноги сельхозкооперация, не завершена земельная реформа. В общем, до полного благополучия ещё работать и работать.
В итоговом документе делегаты сформулировали основные свои требования, предложения. С тем чтобы довести их до сведения федеральной власти.
Александр ДЕМИДОВ
г. Москва
Фото пресс-службы Минсельхоза РФ