Под лозунгом «Ничего стабильного»

В новом сезоне рынок зерна будет непредсказуем. Аграрии надеются, что чиновники не усугубят ситуацию

Ещё месяц назад конъюнктура нового сезона выглядела безрадостно. Эксперты прогнозировали большие площади под колосовыми, предсказывали едва ли не рекордный урожай и, как следствие, низкие цены. Котировки на пшеницу с протеи­ном 12,5%, говорили они, на старте сезона будут болтаться на уровне $ 180 за тонну. Но прошло буквально две недели – и мы видим $ 196-197 за тонну. Что происходит на рынке, обсуждали на XX Международном зерновом раунде (организован Российским зерновым союзом при поддержке Сбербанка).

Причины для оптимизма

– У нас есть традиция придумывать название новому сельскохозяйственному году, – начал своё выступление генеральный директор ИКАР Дмитрий Рылько. –

В этом году предлагаю лозунг «Ничего стабильного». Мы анализируем рынок по 38 параметрам, некоторые из них являются постоянными, на которые можно опереться, другие, напротив, меняются. В текущем сезоне опереться не на что: все постоянные стали переменными.

Одной из констант традиционно считался мировой спрос на зерно. Потребность стран в продовольствии, хотя и менялась, была предсказуемой. Пока Китай и Юго-Восточную Азию не охватили вспышки африканской чумы свиней. Уничтожена значительная часть поголовья в самой густонаселённой стране.

– Китаю потребуется 10 миллионов тонн мяса, и теперь все страны думают, как эту дырку заштопать, сколько дополнительно понадобится зерна для производства комбикормов, – сказал Рылько.

Существенно будут влиять на рынок торговые войны между Китаем и США. В Штатах фермеры уже испытывают проблемы со сбытом сои, которая традиционно поставлялась в Поднебесную, а теперь оказалась невостребованной. Это противоборство косвенно коснётся и нашей страны: например, китайцы перестали покупать канадский рапс, в Канаде сокращают посевы этой культуры в пользу яровой пшеницы, которая увеличит мировой баланс зерна.

И всё же самым серьёзным фактором в новом сезоне будет рекордно низкий сев кукурузы в США и возможное ухудшение качества американской пшеницы из-за дождей.

– Аграрии просто не могли войти в поля, потому что там стояла вода. Ешё никогда американцы не откладывали свой сев на июнь, да ещё в таких масштабах – отставание от плана на 40%. Не засеяно примерно 6 миллионов гектаров, что эквивалентно 66 миллионам тонн кукурузы. Это больше, чем два урожая на Украине. Возможно, большую часть из этих недостающих 6 млн га они всё-таки досеют, потому что выдаются короткие окошки с сухими и жаркими деньками. Однако затянувшийся сев уже поднял цены на зерно. Совсем недавно наши покупатели ждали, пока стоимость пшеницы с протеином 12,5% упадёт до $ 175 за тонну. А теперь она буквально за пару недель подскочила до $ 196-197 за тонну.

Внутренние цены, заметил Дмитрий Рылько, опускаются крайне неохотно, что свидетельствует о чрезвычайно низких переходящих запасах.

Рылько уверен, что внутренние цены в новом сезоне поддержит конкуренция среди экспортёров. Сейчас на этом рынке стало много небольших игроков. Пять лет назад четыре крупнейших иностранных трейдера (Bunge, Сargill, Lois Dreifus и Glencor) делили между собой половину экспорта. Сейчас на их долю приходится всего 23% рынка. 

Ещё одно положительное изменение – расцвет рейдовых перевозок. Многие компании вкладывают деньги в суда «река-море». Грузиться на малой воде стало выгоднее, чем везти зерно в глубоководный порт. Дальнейшая перевалка на многотоннажные суда позволяет отправлять зерно по всему миру.

– Раньше роль ценового лидера в Азовском море играла Турция. Если она переставала покупать наше зерно, цены резко падали. Если туркам не хватало пшеницы, цена, наоборот, поднималась, – объяснил Рылько. – Колебания между Азовом и Чёрным морем были существенными. Сейчас цены стабилизировались, и погрузка идёт независимо от контрактов с Турцией.

Ещё одна положительная тенденция, с которой Россия входит в новый сезон, это увеличение портовых мощностей, мощностей по перегрузке и хранению зерна. Серьёзный «апргейд» зерновых терминалов, заметил Рылько, позволит при необходимости быстро экспортировать зерно.

Кубань с плюсом, Дон и Ставрополье с минусом

Аналитики, выступавшие на раунде, признались, что им сложно предсказывать цены, потому что и с урожаем не всё ясно.
Сергей Сухов, директор департамента маркетинга Glencore Agriculture, пообещал «плюс 10-15% к урожаю 2018 года», то есть 124,5-130 млн тонн зерна. Владимир Петриченко, гендиректор аналитического центра «ПроЗерно», сохраняет майский прогноз – 131 млн тонн зерна, из них 83 млн тонн пшеницы. 

– Озимая пшеница по стране даст результат, близкий к 2017 году, то есть более 60 млн тонн. Это наш основной задел на урожай. С зернобобовыми – вопрос в жаре. Майские осадки позволяют надеяться на 4 млн тонн, – сказал Петриченко. – В разрезе регио­нов картина интересная. Значительная часть Черноземья должна получить рекордные урожаи. Рекорды могут быть на Кубани и Волгоградской области, в Ростовской области и на Ставрополье – уже понятно, что нет. 

Экспортный потенциал страны Петриченко оценил в 40 млн тонн, с оговоркой «получится или нет – большой вопрос».
ИКАР виды на урожай, напротив, понизил. Новый прогноз по пшенице меньше на полмиллиона – 80,5 млн тонн, базовый прогноз экспорта – 37 млн тонн.

– В этом году гибель озимой пшеницы была довольно значительной – от 900 тыс. до 1 млн гектаров, – сказал Рылько. – В основном пострадало Поволжье. Мы ожидали, что будет пересев пшеницы, но нет – аграрии сеют семечку. И подсолнечник уже занял большие, чем в прошлом году, площади.

В Краснодарском крае, по словам главы ИКАРа, прошли «правильные осадки», в Ставропольском крае – засуха, а в Ростовской области по-разному в разных зонах.

– Несколько месяцев назад на одной из встреч американский метеоролог говорил, что нас ждут жаркие июнь, июль и август из-за атлантического гребня (атлантические воздушные массы не смогут пробить гребень высокого давления над европейской частью России. – Прим. авт.). Мы не поверили, но, похоже, это предсказание начинает сбываться. Прогноз погоды на следующие три недели не сильно обнадёживает, – заметил Дмитрий Рылько.
Президент Российского зернового союза Аркадий Злочевский тем не менее повторил своё смелое заявление о рекордном урожае.

– Феноменально жаркий период не страшен, если будут осадки. Дожди сработают в плюс к яровому севу, и мы можем в макромасштабе побить рекорд 2017 года – не дай бог, конечно, но такой риск существует, – сказал глава РЗС. – В отношении цены, я очень надеюсь, мы не пробьёмся ниже 190 долларов за тонну.

Сейчас, конечно, американская водичка поливает нашу мельничку, но, знаете, американские страхи рушатся в момент уборки, когда оказывается, что у них, наоборот, прибавочка. Не будет 380 млн, будет 350 млн тонн кукурузы – это всё равно много. В начале мая я предостерегал, как бы нам вообще не увидеть в следующем сезоне $ 165 за тонну. Этот риск сохраняется.

В рублях в наступающем сезоне пшеница будет дешевле, чем в предыдущем. Падения рубля, говорят эксперты, в ближайшие полгода не предвидится.

Дмитрий Рылько показал рассчитанный ИКАРом «экспортный паритет» цен при текущем курсе доллара и цене $ 198 за т (цены указаны без НДС, в руб./т):

FOB Новороссийск – 12 975 (в сезоне 2018/19 – 14 635);

CPT Новороссийск – 11 149;

Краснодар – 9 486 (было 11 884);

Ставрополь – 8 992 (было 11 270).

Впрочем, гендиректор ИКАРа заметил, что в начале сезона аграриям будут предлагать более низкие цены – трейдеры традиционно будут пытаться получить максимальную прибыль.

Лишь бы чиновники не навредили

Свои прогнозы на зерновом раунде аналитики постоянно снабжали условием: «Если государство не...»
...Не затянет, например, удавку в виде экспортной пошлины. Она, хотя и установлена на нуле, в любой момент может измениться.

– Государство говорит: «Ребята, вы работайте. И не беспокойтесь, что у вас удавка на шее, – мы табуретку выбивать не собираемся», – привёл сравнение вице-президент Российского зернового союза Александр Корбут.

Ещё государство может подкинуть сюрприз в виде единого зернового экспортного оператора. Эта функция, ходят слухи, будет передана ВТБ: слишком уж много «ВТБ-капитал» приобрёл инфраструктурных объектов, включая Новороссийский морской торговый порт.

– Прямо или косвенно, присутствуя в совете директоров, ВТБ в новом сезоне сможет контролировать примерно 35% железнодорожных перевозок, 71% отгрузок зерна с Чёрного моря и 31% отгрузок зерна по России, – подсчитал Дмитрий Рылько. – Остаётся только надеяться, что «ВТБ-капитал» разумно распорядится той огромной рыночной силой, которую он получил на наших глазах.

Натянуть вожжи экспорта государство может и неофициально – через разного рода проверки со стороны Россельхознадзора. Эта структура регулярно попивает кровь зернотрейдеров: то тормозит выдачу сертификатов, то обещает закрыть отгрузочные площадки. А ещё, например, требует оформлять сертификаты качества зерна, которые, как утверждает президент РЗС Аркадий Злочевский, «тут же отправляется в помойку, потому что он никому не нужен».

– Ни один покупатель российского зерна за рубежом не признаёт эти сертификаты и не доверяет им, требуя с нас сертификаты международных сюрвеев.

Получается, нам приходится платить дважды: международному сюрвею – за сертификат для потребителя, и подведомственному учреждению Россельхознадзора – за навязанную услугу.

Претензий к государству у экспортёров пшеницы было много. Только вот высказать их оказалось некому: Минсельхоз России проигнорировал Международный зерновой раунд впервые за двадцать лет. Российский зерновой союз расценил это как нежелание и неспособность вести диалог с бизнесом. С раунда аграрии уезжали с мыслью: пусть государство лучше вообще не вмешивается, а рынок зерна сам себя отрегулирует.

Александра КОРЕНЕВА
г. Геленджик

Выразить свое отношение: 
Рубрика: Сельское хозяйство
Газета: Газета Крестьянин