Не зарыть в земле животноводство
Производители молока и мяса не в состоянии платить за гектары наравне с растениеводами
Главы хозяйств Цимлянского района обратились к губернатору Ростовской области с просьбой «принять меры» в отношении холдинга «РЗ Агро». Сельскохозяйственный гигант, утверждают фермеры, стремительно завышает цены на аренду земли. В результате недавних торгов ставка за гектар взлетела до 20-24 тысяч рублей в год.
«С такими суммами ни о каком развитии не может быть речи!» – говорят аграрии.
Три года балласт, потом – кормилица
Молодой фермер Владимир Ананьев в прошлом году получил грант на развитие молочного скотоводства. Всё у него шло по плану. Вернее, по бизнес-плану: построил ферму, купил коров айрширской и красно-степной породы, наращивает поголовье.
Единственный вопрос, который не удалось решить полноценно, – корма. Их Владимир заготавливает за счёт арендованных у другого хозяйства 50 га. Но признаётся, что дело это рискованное: в любой момент арендодатель может отказать в договоре, и останется фермер совсем без земли. А хозяйство уже немаленькое: 20 голов дойного стада и 15 голов «молодёжи» – телят и нетелей.
В середине августа администрация Цимлянского района объявила аукцион на право аренды сельхозземли – участка в 96 гектаров. Ананьев решил за них побороться.
Торги стартовали со 148 тысяч рублей в год, в течение аукциона плата взлетела в 12 раз. Владимир Александрович стоял до последнего. И победил – на отметке 1 миллион 867,5 тысячи рублей.
– Другого выхода у меня не было, – говорит фермер. – Этот участок очень удобен: он расположен на одном поле с моей фермой. Я давно к нему присматривался, ещё с весны просил администрацию отдать мне в аренду. По закону через три года аренды я могу выкупить эту землю в собственность. Так что если бы я не победил в аукционе, участок достался бы кому-то другому. И пропал для меня навсегда.
На вопрос, посильная ли плата, Ананьев отвечает, что кормовыми культурами, которые он планировал выращивать, такую сумму «не отбить». Только зерновыми.
– Заплатить-то два миллиона можно, но развиваться нельзя, – говорит Владимир. – Понимаете, получается, что все мои покупки, все улучшения откладываются на три года, пока я эту землю не выкуплю. А до тех пор буду собирать урожай и отдавать всё в администрацию района. Кормить, приносить прибыль участок станет только через три года. А пока эта земля просто балласт.
С племзаводом торг неуместен
Справедливости ради надо сказать, что в аукционе, где победил Ананьев, «РЗ Агро» не участвовало. Соперничали с Владимиром другие фермеры: Гуляев, Матузков, Добрынин, Луцевич. А вот спустя неделю в Цимлянском районе прошёл другой аукцион, где агрохолдинг «РЗ Агро» как раз был представлен хозяйством ПСХ «Маркинское». Ему досталось около 300 из 600 государственных гектаров, которые ранее обрабатывал местный племзавод ЗАО «Антоновское».
– На торги было выставлено пять участков, в общей сложности 630 гектаров, которые находились у нас в аренде с 1999 года, – рассказал глава хозяйства Олег Яковенко. – Несмотря на то что мы двадцать лет работали на этих участках, в преимущественном праве нам было отказано из-за бюрократической проволочки. С заявлением о продлении договора мы обратились в администрацию поселения, потом оказалось, что этими вопросами занимается район – в общем, время ушло, продлить аренду мы не успели и получить землю снова могли только через аукцион.
Перед аукционом Олег Анатольевич поговорил с другими хозяйствами. Объяснил, что на этой земле работал всю жизнь, что предприятие занимается животноводством, содержит три тысячи голов скота.
– Не могу же я остаться без земли. Мне что тогда, людей убрать? Коров вырезать? – говорит Яковенко. – Все согласились, кроме «РЗ Агро».
На аукцион выставлялось 11 лотов, первыми шли пять участков, бывших в аренде у Яковенко.
– «Маркинское» выиграло первый участок, потом второй, потом третий… Я почувствовал, что совсем без земли останусь, и решил идти до конца, – вспоминает глава «Антоновского». Руку он больше не опускал.
Победа досталась Яковенко высокой ценой: за два участка (330 гектаров) он должен ежегодно отстёгивать по восемь миллионов рублей.
Заплатить ЗАО «Антоновское», конечно, сможет: всего в хозяйстве около 10 тысяч га земли (в том числе земли пайщиков). И хотя тысяча гектаров уходит только на кормовые культуры, на оставшихся девяти можно будет заработать эти восемь миллионов. Но, будь ставки демократичнее, этим деньгам нашлось бы другое применение.
– Мог бы в год по «Кировцу» покупать! Он 7,8 млн стоит. Кормораздатчик стоит 3,5 миллиона. Косилка – миллион… Лучше бы я эти деньги в животноводство пустил! – говорит Олег Анатольевич. – Цена аренды экономически не обоснована, она слишком высока для наших каштановых почв. Что нужно выращивать, чтобы по 20-25 тысяч рублей за гектар отдавать?
И ладно наше хозяйство. Но возьмите фермера Батакова – ему за 200 гектаров надо четыре миллиона в год выплатить. А у него всего 400 га! Или тот же Ананьев: почти два миллиона за 95 га. Как он эту плату осилит? У него всего реализация, может быть, 2,5 миллиона. Это что же, всё за аренду отдавать?..
И Владимир Ананьев, и Олег Яковенко сходятся во мнении, что если уж животноводство объявлено государством приоритетной отраслью, то государству следовало бы защитить животноводческие хозяйства в вопросе с землёй. Потому что посягательства со стороны тех, кто занимается исключительно зерном, постоянно усиливаются. И не только в Цимлянском районе. Конкуренты уводят у животноводов землю любыми способами: перебивая в торгах, переманивая пайщиков. Так что любая арендованная земля – риск, что в любой момент стадо останется без кормовой базы.
– Конкуренты начали втихаря скупать земли, которые мы арендуем у людей. Я не знаю, кто за этим стоит, но из 14 тысяч пашни четыре тысячи уже, можно сказать, выкуплено, – рассказывал на «Донском фермере» глава ООО «Племзавод Кирова» Сергей Литвинов. – Мы теперь тоже вынуждены выкупать землю у людей, и все деньги идут туда, вместо того чтобы идти на развитие племенного животноводства. Мы вынуждены забивать животных, чтобы восстановить земельный фонд. Потому что стадо восстановить можно, а землю не нарастишь.
Что делать, не ясно. Олег Яковенко убеждён, что местная власть должна была провести разъяснительную работу, убедить глав хозяйств не влезать друг к другу в огород. Но чиновники отнеслись к делу формально, самоустранились.
– Я уже думал… Надо было мне вообще эту землю, 630 гектаров, не брать, а взять и 630 коров вырезать. И пусть бы потом местная администрация отвечала перед минсельхозом! – говорит в сердцах Яковенко.
Никто за руку не тянул
Галина Сосова, глава ООО ПСХ «Маркинское», считает, что обвинения в адрес её хозяйства и холдинга «РЗ Агро» беспочвенны. Хотя бы потому, что в первом аукционе (с Ананьевым) ПСХ «Маркинское» не участвовало.
– Мы участвовали только во втором аукционе, который состоялся 23 августа. А на первом, 12 августа, нас вообще не было. В этот день между собой боролись фермеры – и именно они довели цену аренды до 19,5 тысячи рублей за гектар. На втором же аукционе всё проходило как обычно: кто больше даст. По некоторым лотам мы даже не торговались, боролись фермеры и другие хозяйства между собой. Так при чём же здесь «РЗ Агро»? Из 11 участков, которые разыгрывали в тот день, мы взяли только три. Остальные ушли другим хозяйствам…
На торгах, говорит Сосова, не может быть границы, максимально допустимой цены. Побеждает тот, кто предложил больше.
– Нарушения никакого не было. Администрация пошагово называла цену, и кто не хотел, мог не торговаться дальше. Но никто не останавливался, потому что все понимают: другой земли нет.
Галина Викторовна призналась, что сама была удивлена, насколько поднялась цена аренды. Но непосильной эту плату она всё же не считает.
– При хорошей урожайности и прибыли платить 20 тысяч рублей за гектар можно. У нас урожайность – одна из самых высоких в районе, меньше 30 центнеров пшеницы с гектара не получаем. Конечно, если в хозяйстве урожайность 12 ц/га, такую сумму оно не потянет.
Замглавы администрации Цимлянского района Елена Ночёвкина, которая возглавляла комиссию, считает, что аукцион прошёл успешно.
– Наша цель – заработать как можно больше денег на торгах, бюджет района пополнить. В этом смысле да, результатами аукциона мы довольны, – поделилась Елена Николаевна.
По её словам, торги проводились в соответствии с законодательством, шаг был определён в размере 5% от кадастровой стоимости.
– Действительно, участники аукциона перебивали друг друга, и повышение шло многократное. В какой-то момент хотелось сказать: «Вы же не землю на Рублёвке покупаете, это обычная пашня!» Но по закону мы на этот процесс повлиять не можем, у нас нет таких полномочий. Хозяйствующие субъекты самостоятельно принимают решение, в какой момент им уйти с торгов.
Насчёт претензий к «РЗ Агро» Елена Ночёвкина ответила, что руки на втором аукционе «почти все поднимали до последнего».
Что касается Ананьева, то, судя по всему, ему придётся платить заявленные 1,8 млн рублей:
– Я понимаю, что хозяйство является грантополучателем и Владимир Александрович был очень заинтересован в этом участке. Они победили, но сумма аренды для них неподъёмная. Фермер обратился в администрацию с просьбой пересмотреть плату в сторону уменьшения, но законодательством это не предусмотрено – в противном случае мы ущемим права других участников аукциона. Скорее всего, пересмотра торгов не будет. Я понимаю озабоченность наших сельхозпроизводителей, но мы поступили так, как велит нам закон.
Александра КОРЕНЕВА