Сходил в магазин – попал на карантин

В Ростовской области массово изолируют жителей села после посещения магазина беспошлинной торговли на границе с Украиной

В числе помещённых на карантин селян – работники дьюти-фри, таможни. Они остались без заработка, а выходить на работу после изоляции рискованно.

На улицах Весёло-Вознесенки тихо и безлюдно. Лишь изредка промелькнёт яркий платок женщины на велосипеде или пенсионер проедет на «четвёрке» в сторону магазина.

Для села, в котором насчитывается больше тысячи дворов, это непривычная картина. Что же произошло?

Нам сообщили, что в приграничном селе Неклиновского района несколько десятков человек буквально заперли в их домах. За тем, чтобы никто не выходил из изоляции, следят полицейские. Причиной строгих мер стал визит некоторых сельчан в магазин беспошлинной торговли – такие меры предприняли власти для борьбы с пандемией.

Как соблюдается карантин в сельской местности, мы отправились посмотреть своими глазами.

Сельская администрация – первый пункт для посещения. Но дверь заперта, на ней надпись: «Четверг неприёмный день». На стук открывает насторожённая девушка. Узнав, кто и зачем приехал, торопливо говорит: «Нет, нет, ни с кем мы общаться не будем, пожалуйста, никаких вопросов!» – и поспешно запирается на ключ.

Рядом с администрацией продуктовый магазин, и под одной крышей с ним аптека. Продавец и провизор в масках и защитных перчатках переговариваются из соседних комнат, обсуждают новости про коронавирус: сколько заболевших в мире, сколько умерших, кто из знаменитостей в реанимации. Масок в продаже здесь нет, также как и в городах.

Раскупили и все дезинфицирующие средства. Зато в продуктовом порядок: гречка и макароны есть, туалетная бумага на месте, а рядом с ней салфетки под брендом «Корона».

– Мы во всеоружии, готовы и горожан снабжать, покупайте что хотите! – призывает продавщица.

Про карантин в селе они знают и готовы без устали напоминать каждому посетителю об опасности посещения магазина беспош­линной торговли на таможне.

От редких прохожих узнаю, что дьюти-фри – конкурент местным магазинам. До него здесь всего 10 км, цены чуть ли не в два раза ниже, и селяне часто ездили туда за дешёвыми сигаретами и алкоголем. Чем обернулся рядовой поход за табачком, пробую разузнать в ФАПе.

Возле фельшерско-акушерского пункта ни души. Внутри тихо. Из кабинета выходит фельдшер в джемпере с надписью «Game over». Всем своим видом она показывает, что всё происходящее не игра. 
– Я как раз собралась съездить по делам, но задержусь, расскажу, – останавливается на пороге Оксана Евгеньевна Братцева и возвращается на рабочее место. Действительно, 30 человек сейчас находятся на карантине. Это связано с распоряжением Роспотребнадзора, которое ужесточает контроль за всеми гражданами, прибывающими из-за границы.

Фельдшер Оксана Братцева следит за состоянием здоровья селян на карантине

– Но разве дьюти-фри – это заграница? – удивляюсь я. Как можно сопоставить посещение магазина в нейтральной зоне с поездкой в охваченные эпидемией Таиланд или Испанию? Оксана Евгеньевна предпочитает держать своё мнение на этот счёт при себе. Её задача – информировать жителей о мерах профилактики, следить за состоянием здоровья. С этим она справляется.

– На каждого пациента у нас заведён лист наблюдения, ежедневно утром и вечером отслеживаем состоя­ние здоровья – температуру, наличие симптомов, в том числе удалённо, по телефону. Надо отдать должное, люди у нас сознательные, карантин соблюдают и за своим здоровьем следят. Подозрительных симптомов ни у кого нет, – по народной традиции Оксана Евгеньевна торопливо плюёт три раза в противоположную от меня сторону.

Она проводит небольшую экскурсию по ФАПу. Здесь есть всё необходимое: защитные халаты, маски, перчатки, дезинфицирующие средства. В увесистой папке она собирает инструкции о том, как действовать в случае выявления любого заболевания. На стене информационные плакаты о том, как избежать опасных инфекций, в том числе COVID-19. 

– Особенно это касается пожилых людей, – рассказывает она. – Я всех предупреж­даю: отложить поездки в город. У многих дети там живут, работают, но сейчас лучше общаться по телефону и никаких встреч.

В городах контроль за соблюдением карантина автоматизирован: за изолированными следят с помощью камер. В новостях сообщают о штрафах тем, кто даже просто мусор пошёл вынести. В селе, конечно, камер нет. Но периодически по адресам ездит участковый Сергей Самарский.

Он рассказал, что карантин не домашний арест, но он проверяет, чтобы люди находились дома. Если не открывают, приезжает потом ещё раз и выясняет, кто где был: случается, спал или во двор выходил. В селе свои особенности, у кого хозяйство, постоянно нужно что-то отвезти, привезти: 

– Объясняю, что нельзя, лучше знакомых или родственников попросить. За нарушение режима грозит ответственность по ст. 19.4 КоАП, штраф от 500 до 
1 000 рублей.

Мне удалось пообщаться по телефону с некоторыми из изолированных селян. Они подтвердили, что соблюдают все требования. За хлебом, молоком просят сходить соседей, каждый день измеряют температуру и передают сведения о состоянии здоровья фельдшеру по телефону.

В числе людей, которых посадили на обязательный карантин, есть работники того самого дьюти-фри: торговый и обслуживающий персонал. Часть из них смогли оформить больничный лист и получат законные выплаты. Но есть и те, кто получает сдельную оплату. Они пострадали больше всего, лишились заработка как минимум за полмесяца. Об обязательном карантине их никто не предупреждал. Чем обернётся для них новый выход на работу после окончания самоизоляции?

– Я считаю, что необоснованно помещать работников на карантин, это выглядит как показуха, а насколько это реально направлено против распространения инфекции, я не понимаю. Ну, оставят они таможенный пункт без уборщиц, от этого только больше антисанитарии будет, – считает Анастасия Хобта. Её поместили на карантин с 13 марта после работы на пропускном пункте.

На таможне очереди нет, но время от времени проезжают легковые и грузовые автомобили. Информационный стенд пестрит памятками, но на нём нет сведений о том, что посещение магазина дьюти-фри считается выездом за границу. Несколько сотрудников таможни на мой вопрос об обязательном карантине ответили, что опасаться не стоит, если я подтверждаю, что здорова, могу сходить в магазин. Только один из них посоветовал уточнить информацию на «горячей линии» Роспотребнадзора. Звонок туда ясности не добавил, мне обещали уточнить и перезвонить, но не сделали этого даже по прошест­вии нескольких дней.

Между тем контроль за нарушением режима самоизоляции в стране усиливается. В донской столице уже оштрафованы двое. Законодательство предусматривает помимо административной уголовную ответственность: по ч. 1 ст. 236 УК РФ нарушение санитарно-эпидемиологических правил, повлекшее по неосторожности массовое заболевание или отравление людей, наказывается штрафом в размере до 80 000 рублей. В случае смерти – лишение свободы до пяти лет.

В эти дни Госдума также рассматривает поправки в КоАП о повышении штрафных санкций для граждан, нарушивших карантин в условиях ЧС, их сумма составит до 40 000 рублей. Когда номер готовился к печати, стало известно, что Россия закрыла границы с 30 марта, но есть исключения для водителей грузовиков и официальных лиц, граждан России, проживаю­щих на территории ДНР и ЛНР. Как в этой ситуации быть работникам пропускных пунктов? Редакция газеты «Крестьянин» направила запросы в управление Роспотребнадзора по Ростовской области и таможенную службу с просьбой разъяснить ситуацию.

Инга СЫСОЕВА
Неклиновский р-н, Ростовская обл.
Фото автора

Выразить свое отношение: 
Рубрика: Здоровье
Газета: Газета Крестьянин