Обратно к целине

Почвопокровные культуры привлекают аграриев, но отрабатывать технологию им приходится самим

Почвопокровные культуры всем хороши – они могут структурировать почву, обогащать её азотом, защищать от эрозии, а также подавлять сорняки и патогены. Вместе с тем у аграриев, которые решили прибегнуть к этому агроприёму, возникает много вопросов. Какие культуры использовать? Когда и чем сеять? Не отнимет ли покров дефицитную влагу у последующей, коммерческой культуры? Каким будет экономический эффект?

Найти ответы растениеводы могли в рамках онлайн-семинара, который провело Национальное движение сберегающего земледелия на платформе «Золотая осень».

+1% гумуса

Фермер Андрей Беденко из Белгородской области в этом году отметил свой 18-й сезон на технологии ноутил. Последние восемь лет между сменами 
коммерческих культур обязательно сеет покровные. На вопрос «Зачем?» отвечает: «Жизнь заставила».

– Когда мы стали вникать, за счёт чего работает ноутил, как формируется плодородие, мы пришли к тому, что в почве должны всегда оставаться живые корни для поддержания микоризной составляющей. Поле – это грибница, у которого, когда мы сеем коммерческую культуру, меняется хозяин, – сказал Андрей Алексеевич. – В промежутках, когда нет коммерческой составляющей, эта грибница не должна впадать в споровое состояние.

Путём проб и ошибок Беденко пришёл к выводу, что лучше всего использовать сразу смесь покровных культур. Посевной агрегат фермер пускает сразу после прохода комбайна. Некоторые зарубежные «нулевики» практикуют даже не сев, а разбрасывание покровных культур. Но в КФХ Беденко к такому методу относятся сдержанно.

– Разбросным способом можно сеять только мелкосемянные культуры, максимум – вику. Остальные уже не посеете. Горох, кукуруза останутся на поверхности и погибнут, – говорит Андрей Алексеевич.
Покровные культуры позволили КФХ Беденко увеличить урожайность коммерческих посевов и в целом, утверждает растениевод, улучшить состояние почвы.

– У нас были разные поля, с кислотностью от 3,5 до 6,0 pH. Сейчас на тех полях, что имели 3,5, кислотность не ниже 5,2 pH. Раньше мы не могли получать урожай выше 2,5 тонны с гектара, а в 2020 году собрали 6,5 тонны, – сказал Андрей Беденко, отметив, что гумуса за последние 18 лет в почве стало на 1% больше.

Кто из «покровных» в чём хорош?

Таких примеров можно найти немало в сообществе «нулевиков» – и все они вызывают у приверженцев «классики» понятный скепсис. Научное звучание идее покровных культур на семинаре придала к. с.-х. н. Ольга Томашова, доцент кафедры земледелия и агрономической химии Академии биоресурсов и природопользования Крымского федерального университета им. В.И. Вернадского.

Засушливые условия Крыма требуют особых подходов к сельхозпроизводству, поэтому сберегающее земледелие здесь изучают активно. Несколько лет назад группа учёных КФУ взялась исследовать роль покровных культур и пришла к интересным выводам. В частности, о том, что не всякий «покров» способен поддерживать ту самую микоризную составляющую. 

– Мы в своих опытах определили, что есть растения, которые нейтрально влияют на активность микроорганизмов, а есть – вроде вики или овса – которые очень активно их питают, – рассказала Ольга Томашова.

Учёные провели несколько опытов для изучения арбускулярной микоризы. Под микроскопом рассматривали корни покровных культур – тех, что выросли на естественном фоне, и тех, которым при посеве «добавили» в почву гранулированную микоризу.

– Мы определили три группы культур в зависимости от реакции на микоризу. Горох, вика, лён, кукуруза, люцерна и клевер использовали грибы, живущие в почве, и не требовали искусственного внесения микоризы. Овёс, рожь, тритикале, райграс, кротолярия сами не развивают микоризу, но при искусственном заселении почвы позволяли грибам активно развиваться. На корнях крестоцветных – рапса, дайкона, редьки, горчицы – мы микоризу не нашли вовсе, – рассказала Ольга Леонидовна.

Различное влияние оказывали покровные культуры на структуру почвы. Чемпионом по
 «склеиванию» мелких частиц оказалась фацелия. Горох и бобы хотя и обогащали почву азотом, были эффективны лишь в составе смеси.

– Если есть проблема с уплотнением в верхних слоях – добавляйте в смесь представителей семейства мятликовых, если требуется борьба со скважностью, с плужной подошвой – представителей крестоцветных: рапс, редьку, дайкон, – посоветовала учёный.

Крестоцветные, однако, рискованный вариант в засушливый год: исследования КФУ показали, что рапс и масличная редька «выносили» с поля в два раза больше влаги – если сравнивать с полями, на которых не было посеяно почвопокровных культур и влага просто испарялась.

Лидером по сохранению влаги оказалась вика в монокультуре и со смесью: опыты показали, что растения потребляли влаги меньше, чем если бы она просто испарялась.

Многокомпонентные смеси покровных культур никак не влияли на накопление влаги. И всё равно, по мнению Ольги Томашовой, имели эффект.

– Если на «чистом поле» влага просто уходила, то на участках с почвопокровными культурами она помогла накопить органическое вещество.

Академия биоресурсов и природопользования КФУ подсчитала, сколько питательных веществ аккумулируют покровные культуры. Вика с урожайностью зелёной массы 37 ц/га «оставила» 18 кг азота, 8,5 кг фосфора и 23,7 кг калия; редька с урожайностью 50 ц/га – 10 кг азота, 7 кг фосфора и 28 кг калия.

Многокомпонентная смесь из кукурузы, гороха, льна, подсолнечника и чечевицы (общая масса – 122 ц/га) обогатит почву на 43 кг азота, 12 кг фосфора и 52 кг калия. Злаковая смесь (суданская трава, вика, просо, горчица) массой 181 ц/га дали 59 кг азота, 16,3 кг фосфора, 68 кг калия.

– С помощью почвопокровных культур мы можем аккумулировать на своих полях от 50 до 143 кг/га азота, фосфора и калия в сумме, – сказала Ольга Томашова, отметив, правда, что для этого нужны осадки.

Покров и засуха

А если дождей нет? Даже в этом случае сев покрова имеет смысл, считает Ольга Томашова. В подтверждение она рассказала историю прошлого лета, когда Крым пережил жесточайшую засуху.

Сев покровных культур в КФУ шёл по расписанию: через два дня после уборки пшеницы учёные прошлись по полю гербицидом, а ещё через двое суток – посеяли смесь. Первый дождь (16 мм) принёс лишь единичные всходы мелкосемянных культур. В течение месяца поле было практически голым, и лишь после осадков в конце августа начало преображаться. Но всходов всё равно было мало.

– Мы успокоили себя тем, что у нас всё равно есть живые корни, в которых накапливается углерод, – сказала Ольга Леонидовна.
К концу ноября влаги было уже достаточно, поля совсем зазеленели. Хладостойкие культуры продолжали вегетировать и в декабре.

– А в середине января, когда выпал снег, мы увидели вот такую картину: на участке, обработанном по классической технологии, глубина снега составляла 5,7 сантиметра. На участке ноутил – 16,8 сантиметра. А там, где были посеяны почвопокровные культуры, глубина снега варьировалась от 26 до 29 сантиметров.
Такое снегозадержание, уверена Ольга Томашова, положительно скажется на урожайности последующей культуры.

– Обычно в разговоре про покровные культуры аграрии спрашивают, возможны ли такие посевы в их климатических условиях. Во-первых, период для вегетации покровных культур должен составлять не менее месяца, а во-вторых, посмотрите, сколько у вас выпадает осадков за этот период. По данным различных учёных, достаточно от 30 до 80 мм осадков. Но, конечно, если мы говорим о 30 мм, то лучше, чтобы они выпали в течение первых двух недель, а не двух месяцев после посева, – отметила Ольга Леонидовна.

Смесь особого назначения

Вопрос зависимости урожая от «покровного» предшественника в КФУ тоже изучали. Схема была следующая: после пшеницы сеяли почвопокровную культуру, а затем – кукурузу.

– Рапс отлично перезимовал и на момент сева кукурузы оказался серьёзным конкурентом за влагу. Мы видим ежегодное снижение урожайности после рапса, в этом году по кукурузе недобор составил 4,6 ц/га, – рассказала Ольга Томашова.

После смеси из масличной редьки с овсом кукуруза «прибавила» полцентнера с гектара, после смесей из 5 и 8 культур прибавка составляла до 7,3 ц/га. 

Аналогичный опыт был проделан в севообороте озимая пшеница – почвопокровная культура – озимая пшеница.

– После овса с викой мы имели прибавку 0,5 ц/га, а различные смеси давали прибавку от 0,9 до 2,4 ц/га, – сказала Ольга Томашова.

Ольга Леонидовна посоветовала аграриям подбирать почвопокровные культуры в зависимости от цели использования: для разуплотнения почвы – максимально разнообразную смесь из злаковых и крестоцветных; для высвобождения питательных веществ – крестоцветные с гречихой; для накопления органики – злаковая смесь и бобовые травы.

В КФУ разработали несколько «рецептов» смеси. Например, коктейль из покровных культур для микоризы будет содержать восемь культур: по 20% чечевицы, льна и кукурузы (5, 2 и 1 кг семян соответственно), по 10% яровой вики, гороха и подсолнечника (2,5, 5 и 0,15 кг), а также по 5% проса и суданской травы (0,125 и 0,15 кг). 

Азотфиксирующая смесь будет состоять на 20% из озимой вики (5 кг), иметь по 10% таких культур, как горох (5 кг), чина, кормовые бобы, чечевица, нут (по 2,5 кг семян каждого) и соя (0,624 кг), по 5% подсолнечника (0,075 кг), льна (0,5 кг), кукурузы (0,25 кг) и овса (2,5 кг).

Аналогичные рецепты есть для «разуплотняющего» покрова, для покрова, который высвобождает сложные формы калия и фосфора, и так далее (все «рецепты» смотрите на сайте Agrobook.ru). 

«Творог» на участке с покровными культурами (слева) и «кирпич» на поле с паром

Творог из кирпича

Крымский растениевод Алексей Перепелица, глава ООО «Сезам-Агро», четыре года экспериментирует с покровными культурами и утверждает, что некоторые положительные изменения видны невооружённым взглядом.
Два года назад хозяйство провело такой опыт: разделило поле на две части, и одну засеяло покровными культурами, а другую оставило под парами. Весной поле засеяли кукурузой.

– Разницы в урожайности мы не увидели. Более того, перед севом провели анализ почвы и выяснили, что под покровными культурами меньше влаги, чем на парах. Но в то же время на «укрытом» участке накопилось больше элементов питания, да и структура почвы была лучше. На участке под парами мы копнули два раза и обнаружили «кирпич», а почва под покровными культурами была похожа на рассыпчатый творог, – рассказал Алексей Перепелица.

Мощное развитие корней ячменя после применения смеси покровных культур. Никаких стимуляторов и удобрений Алексей Перепелица не применял

«Сезам-Агро» экспериментировал с разными смесями культур, лучший эффект давали многокомпонентные коктейли из 12 видов растений. В прошлом году в результате жесточайшей засухи средняя урожайность пшеницы в хозяйстве снизилась до 12 ц/га. Вместе с тем поля после покровных культур принесли по 14-16 ц/га. В лучшие времена покров давал прибавку в 5-10 ц/га.

С прошлого года покровные культуры перестали быть экспериментом и превратились в нашем хозяйстве в обязательный агроприём. Все площади после уборки мы засеяли смесями, – рассказал Алексей Сергеевич. – Но опыты продолжаем. Мы собрали коктейль из 30 различных культур и посеяли их, чтобы проверить идею о том, что разнообразные растения стимулируют развитие почвенной биоты. Мы предполагаем, что благодаря такому разнообразию почвенная биота заработает как единый организм – так, как это происходит в нетронутой природе, в степи, на целине.

Александра КОРЕНЕВА

Выразить свое отношение: 
Рубрика: Сельское хозяйствоРастениеводство
Газета: Газета Крестьянин