Опасаясь задержаний, штрафов и арестов

Мы продолжаем настаивать: право журналиста исполнять свой профессиональный долг — незыблемо

Прошло два с половиной месяца после январских митингов в защиту Алексея Навального, на которых в Ростове, по официальным данным, задержали в общей сложности около 170 человек. Среди задержанных оказались и наши коллеги, выполнявшие свою работу: силовики не обратили внимания на удостоверения и пресс-карты и повязали журналистов «на общих основаниях». 

Так, главный редактор газеты «Батайское время» Светлана Шишканова получила десять суток административного ареста. Корреспонденту портала Donday Макару Паламаренко Кировский районный суд г. Ростова-на-Дону присудил штраф 10 тысяч рублей.

Тогда, по горячим следам, журналисты «Крестьянина»  написали открытое письмо губернатору Ростовской области и региональным начальникам силовых ведомств:

«Мы чрезвычайно озабочены тем, что задержания носят характер пренебрежения как Законом о СМИ, так и гарантиями властей, что право исполнять свой профессиональный долг в любой ситуации — незыблемо. Вызывает большую тревогу и то, что данный факт может рассматриваться как давление на региональные медиа. Журналисты в сложившейся ситуации не могут чувствовать себя защищёнными законом», –  говорилось, в частности, в письме, которое подписали и наши коллеги из других изданий. 

Ответы шли долго, но вот наконец мы собрали письма из всех инстанций. 

За выкрик — в тюрьму

Во первых строках своего письма и ГУ МВД по Ростовской области, и прокуратура сообщили нам, что журналисты Шишканова С.В. и Паламаренко М.И. были справедливо и заслуженно осуждены по статье 20.2 КоАП РФ («Нарушение установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования»), точнее, по её части 6.1 –  «Участие в несанкционированных собрании, митинге, демонстрации, шествии или пикетировании, повлекших создание помех функционированию объектов жизнеобеспечения, транспортной или социальной инфраструктуры, связи, движению пешеходов и (или) транспортных средств либо доступу граждан к жилым помещениям или объектам транспортной или социальной инфраструктуры». Начальник Управления Росгвардии по РО генерал-майор полиции В.А. Жигула написал нам, что в этот раз они журналистов — по крайней мере, «указанных в обращении» –  не задерживали. 

Паламаренко получил по минимуму, а вот Шишканова — почти по максимуму: наказание по этой статье предполагает до пятнадцати суток административного ареста. 

Что же такого преступного совершила главред «Батайского времени»? По всей вероятности, её сгубил ролик неизвестного происхождения, быстро разошедшийся по интернету. На видео очень напористый мужчина разъясняет собравшимся, «почему Навального не надо отпускать». В ответ Светлана Шишканова, появляющаяся в кадре на пару секунд, несколько раз выкрикивает: «В отставку!» (Кого она имела в виду — остаётся только догадываться.) 

Присутствие журналиста на митинге — хоть несанкционированном, хоть каком — нарушением не является: наша обязанность — честно рассказать обществу о том, что происходит, независимо от того, нравится это происходящее властям или нет. Закон, принятый буквально накануне митингов, не разрешает журналисту «проводить агитацию в поддержку или против целей публичного мероприятия путём распространения листовок, использования плакатов, транспарантов, лозунгов и в иных формах». Но неужели несколько эмоциональных выкриков стоят десяти дней тюрьмы?  

Да и статью 31 Конституции РФ, гласящую, что «граждане Российской Федерации имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование», хоть и вспоминают всё реже, но пока ещё не обнулили.

Не возникло сомнений

Ответил нам и начальник управления информационной политики правительства РО С.В. Тюрин. Впрочем, его ответ по сути и по стилю мало чем отличается от писем из полиции и прокуратуры:
«При совершении административных правонарушений по ч. 6.1 ст. 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях Шишканова С.В. и гр. Паламаренко М.И. на неоднократные предупреждения сотрудников полиции о том, что публичное мероприятие не согласовано, а также требования прекратить противоправные действия и разойтись не реагировали. У судей Кировского районного суда при рассмотрении дел об административных правонарушениях не возникло оснований сомневаться в достоверности сведений о совершении ими правонарушений, протоколы были признаны достоверными и соответствующими действительности».

Заметим в скобках, что одной из двух главных задач управления является «содействие развитию средств массовой информации в Ростовской области» –  так сказано на официальном сайте правительства области. И в этой связи у нас есть хорошая новость для всего журналистского сообщества — и, разумеется, для С.В. Тюрина, содействующего его развитию. Ростовский областной суд отменил решение Кировского районного суда о назначении штрафа Макару Паламаренко, не найдя в его действиях никаких нарушений. Наверное, всё-таки стоило районным судьям усомниться в достоверности представленных им сведений.

А бейджик-то вот он!

–  У меня было удостоверение, редакционное задание и бейджик, –  рассказывает Макар Паламаренко. –  Но ко мне подошли двое полицейских и сказали: «Пройдёмте». Я указал им на бейджик, они обещали меня быстро отпустить. Но не отпустили, а повезли в отделение, а потом в суд. На суде полицейские заявили, что я не показывал им никаких документов. Естественно, я подал апелляцию в Ростовский областной суд. Во время заседания мы с адвокатом представили все мои документы. И самое главное — спасибо коллегам: они сфотографировали, как меня ведут полицейские. На фото хорошо виден бейджик, который всё время был на мне. Это и решило дело.
Во время заседания судья спросил полицейских, был ли на Макаре бейджик. Те ответили: «Нет». Тогда судья предъявил им фотографию –  оспорить фотосвидетельство оказалось трудно.

«В Законе РФ от 27.12.1991 № 2124-1 “О средствах массовой информации” однозначно сказано, что поиск, получение, производство и распространение массовой информации не подлежат ограничениям, за исключением случаев, установленных законом. 31 января журналисты выполняли свой долг перед обществом, освещая события в столице региона», –  говорится в нашем открытом письме. И далее: «Выполнять свой профессиональный долг нам придётся, опасаясь задержаний, уплаты штрафов и даже арестов».

Хотелось бы ошибаться.

Анна КОЛОБОВА
Фото Евгения Вдовина

Выразить свое отношение: 
Рубрика: Общество
Газета: Газета Крестьянин