Из Сибири с любовью

Сельская семья делает замечательные берестяные туеса, деревянные игрушки и сувениры

В краеведческом музее села Донского сейчас проходит выставка семьи Зыряновых, на которой представлены работы, сделанные руками этих талантливых людей. Глава семьи, Николай Михайлович, делает из бересты туеса – сосуды, в которых можно хранить сыпучие и жидкие продукты. Его жена, Елена Александровна, вышивает картины. А их сын, Дмитрий, открыл своё небольшое дело по производству деревянных игрушек, сувениров, оригинальных светильников. Выставка пользуется большой популярностью у местных жителей. Зыряновы переехали в Донское два года назад из Красноярского края. Там, в Сибири, сложилась их любовь к дереву, которую они привезли и в наши степные места.

Без клея и гвоздей

– Когда меня научили делать туеса, я так пристрастился к этому делу, что оно стало для меня лучшим времяпрепровождением. Возьмёшь бересту в руки, почувствуешь её тепло, эластичность, и аж душа радуется. Это живой материал.

– А тут-то, на юге, как я понимаю, бересты хорошей нет. Как же вы бросили родные края, где любимого вами материала хоть завались?

– Быт достал. Газа в наших посёлках нет и пока не предвидится. А дров надо на зиму 30 кубов заготовить. Чтоб такую поленницу сложить, попотеть нужно не один день. Ладно, труд, а каких денег это стоит!

У Николая Зырянова есть туеса разных размеров

Если раньше можно было дрова выписать в лесхозе по льготной цене, то теперь всё в округе частное, все бизнесмены, ёлки. За копейку удушатся. Вот мы и стали думать, куда бы сбежать поближе к газовой трубе. Жена моя родом отсюда, из Донского, вот мы так на юга и попали. Купили дом, наслаждаемся газовым отоплением. Да и климат тёплый тоже много преимуществ даёт. А бересты я несколько мешков с собой привёз. А как кончится, поедем к родственникам в Ивановскую область. Там береста есть, и её разрешено заготавливать.

Николай Михайлович ведёт меня к себе в дом, чтобы показать набор туесов. Каких там только нет! От больших, в несколько литров, до махоньких, которых Зырянов называет «пацанчиками».

– При изготовлении туесов не используются ни клей, ни какие-нибудь скрепы из металла, только береста и сама берёза для днища и крышек, – поясняет мастер.

Я взял в руки туес, смотрю, как ловко здесь всё приторочено. Дырочки сделаны или ножом, или специальным пробойником. Например, часть декора – это разрезанная на тоненькие ремешки береста, пропущенная в те самые дырочки. Крепятся эти ремешки простеньким загибом, который надёжно держит всё плетение. Можно на внешнюю сторону туеса нанести какой-нибудь узор просто ножичком или штампом, набор которых у Зырянова имеется. А часто дополнительных украшений и не надо. Сама фактура бересты настолько красива, что никаких улучшений не требуется. Даже неровности коры, так называемые пороки, мастер использует в эстетических целях. Держать в руках такое изделие – одно удовольствие. Ощущать тепло натурального материала в наше время – это уже роскошь. К тому же и жидкие, и сыпучие продукты в туесах хранятся долго, так как в берёзе есть дёготь – натуральный антисептик.

Как рассказывает директор музея Анжелика Стрелова, Николай Михайлович провёл сам несколько экскурсий для школьников и даже один мастер-класс. Интерес у ребят огромный. Видеть, как из куска берёзовой коры получается красивая и полезная в быту вещь, надёжность которой проверена веками, думаю, будет полезно тем, чей кругозор зачастую ограничен экраном смартфона. 

Цифровая мастерская

В детстве Дмитрий решил себе флюгер сделать. Получилось. Он тогда и тётушкам, и дядьям такие же флюгерочки смастерил. И так увлёкся, что уже не мыслил себя без лобзика. Стал выпиливать фигурки зверей, сказочных героев. Сначала дарил свои изделия знакомым, родственникам, а потом попробовал и продавать, решив работать на себя, где всё бы зависело от собственных умений и трудолюбия.

Но ручным лобзиком много не напилишь. Стал Дмитрий постепенно оснащать свою мастерскую станками. Сейчас у него несколько современных станков с числовым программным управлением. Конечно, китайского производства. 

– Мне пришлось кое-что модернизировать, подогнать под свои задачи, – говорит Дмитрий, – и сейчас эти станки меня полностью устраивают.

Вот, например, лобзиковый станок. На компьютере Зырянов создаёт векторные рисунки будущих изделий, которые потом переводятся в «цифру» и загружаются в память станка. Такой лобзик за несколько минут выточит фигуру любой сложности хоть из фанеры, хоть из древесного массива. Дмитрий показал мне набор пилочек. Например, для работы с буком оптимальны пилки пятого номера, то есть 0,5 миллиметра, для дуба лучше седьмой номер. А есть пилки размером и 0,3 миллиметра, и даже 0,1.

Ещё более серьёзный и по размеру, и, видимо, по «уму» станок – лазерный гравёр. Заложенный в его память рисунок, узор он выгравирует лазерным лучом на дереве и даже на стекле в мельчайших деталях.

От игрушки до шкатулки

Ассортимент изделий мастерской Зырянова достаточно широк. Вот, например, именные линейки для школьников. Вполне функционально и нетривиально. Дети любят иметь какие-нибудь школьные принадлежности с изюминкой.

Или вот набор фигурок зверей, сказочных героев, как бы недоделанных до конца. Лазером выделены только контуры. Ребятам предлагается раскрасить их. 

Разнообразен набор пазлов. Это не традиционные раскрашенные картонные кусочки, которые можно только собирать на плоскости, а выполненные из дерева детальки, из которых можно собрать зверька, машинку, мультяшного героя. Пазы проточены с микронной точностью, поэтому плотно входят друг в друга. Такую фигурку можно носить с собой, показывать друзьям или поставить на стол как украшение.
Есть такая игра – «Собери пирамидку». Кто выше построит башенку из деревянных фигурок, тот и выиграл. А как отличить фигурки одной команды от другой? По фактуре дерева.

– У каждой породы дерева своя фактура, своя неповторимая красота, – рассказывает Дмитрий, – и в этом прелесть всех натуральных изделий из древесины. Я их не крашу, а пропитываю маслом или лакирую. Особенно хорошо смотрятся собранные из разных видов древесины шкатулки для ювелирных украшений, полочки-ключницы. Иногда я даже покупаю заготовки из ценных пород, несмотря на их дороговизну, чтобы делать эксклюзивные вещи. Недавно открыл для себя такое дерево, как тутовник. Это южные деревья, в Сибири они не растут. Оказалось, что у него очень красивый спил. Теперь ищу по селу, где есть спиленные тутовники, и заготавливаю себе их про запас.

Дмитрий признался, что, несмотря на механизацию своего производства, некоторые эксклюзивные вещи он делает вручную. Каким бы ни был совершенным станок, он всегда будет проигрывать человеческим рукам. Машина любой сложности выпилит узор, но душу в него не вдохнёт. Поэтому всё лучшее, что сделано Дмитрием, сделано его руками. Знатоки понимают это и ценят.

Рынок — весь мир

– Не только изделия чисто ручной работы, но и серийные, станочные, продавать через магазины или даже на ярмарках почти бессмысленно, – говорит Дмитрий. – Такой опыт я вынес из нескольких лет работы. С одной стороны, наши люди в массе своей небогаты и просто не хотят тратиться на то, что не является жизненной необходимостью, с другой – у нас вообще не принято ценить ручной труд и уникальность. Поэтому я ищу своего покупателя в интернете, выставляя фото моих изделий в соцсетях. Интернет даёт огромные возможности, мой рынок – весь мир. И если моим творчеством заинтересуется хоть какая-то доля процента, этого достаточно, чтоб обеспечить меня работой на годы вперёд. Но и сарафанное радио никто не отменял. Часто меня рекомендуют друзьям те, кто уже купил мои изделия.

По словам Дмитрия, он рассылает посылочки со своей продукцией не только по России, но и во многие страны мира. Однажды пришёл запрос даже из Барбадоса, но из-за пандемии возникли трудности с отправкой. А США, Германия, Франция, Великобритания – это частые адреса. Там люди вполне могут позволить себе купить изделия ручной работы. 

Дмитрий работает официально, зарегистрировавшись самозанятым. Это очень удачная форма ведения малого бизнеса. Государство с тебя три шкуры не дерёт, и тебе не надо ловчить, а значит, и спишь спокойно. Великих денег на таком деле не заработаешь, но на бутерброд с маслом хватит. А душе – радость!

Сергей Иващенко
с. Донское, Ставропольский край
Фото автора

Выразить свое отношение: 
Рубрика: ОбществоПерсона
Газета: Газета Крестьянин