Есть работа, крот?
Изобретение станичного умельца Василия Величко помогает прокладывать коммуникации под асфальтом
В кубанской станице Привольной Василия Васильевича Величко одни земляки называют изобретателем, другие – метростроевцем, а третьи – ювелиром подземных дел. Дело, которым он занимается более четверти века, официально называется так: горизонтальное бурение скважин и шахтных стволов под дорожным покрытием. И пришёл к нему станичный мастер совершенно случайно. Когда Привольную начали активно телефонизировать, работники предприятия «Краснодарсвязьстрой» столкнулись с проблемой: в станице все улицы, кроме двух, заасфальтированы. И прокладка телефонной канализации могла разрушить крепкий асфальт.
Немногословный, с инженерным мышлением, недавний сварщик местного сельхозпредприятия Величко в разговоре с «телефонщиками» обронил спасительную для них фразу: «Я смогу сделать установку для “проколов” под асфальтом». Две недели работники «Краснодарспецстроя» ходили по пятам за Василием Васильевичем, пока он не сказал им всего одно слово: «Готово».
Выпускник профтехучилища, влюблённый в физику и математику, а также прекрасно знающий эти предметы, не только создал оригинальную установку для «проколов», но и подкреплял её эффективную работу точными расчётами. А опробовал Величко своё детище на водопроводной ветке, которую сосед решил протянуть тоже под асфальтированной дорогой. Длина горизонтального ствола была около десяти метров. После успешного испытания Величко стал работать с «телефонщиками», которые сразу же взяли его в свой штат.
Установка, работающая от электричества, действует безотказно. А помогает ей делать проколы под дорогой бур (или «пуля») разного диаметра. Он соединяется со шнеком (труба со штангой), его диаметр от 17 до 50 сантиметров. Продвигает вперёд бур и шнек приспособление, напоминающее велосипедный механизм. Кроме установки по выталкиванию земли из ствола Василий Васильевич постоянно использует в работе гидроуровень, нивелир и обыкновенный строительный прибор – уровень. Читатель может спросить: а как же обходились связисты до изобретения станичного рационализатора. Этот вопрос я тоже задавал работникам коммунального хозяйства и электросвязистам. И те, и другие ответили, что есть заводские установки для горизонтального бурения, но они громоздкие (предусмотрено даже использование подъёмного крана) и не дают такой точности, какую гарантирует Величко. А у Василия Васильевича показатель точности такой: «пуля», начинающая работу на одном конце «прокола», должна через десять и более метров попасть в спичечную коробку на другом конце.
У бурильщика Величко есть свои рекорды. Однажды он должен был сделать прокол длиной 18 метров 60 сантиметров. Вся сложность была в том, что умелец работал вслепую, то есть не видя конечной точки. Она находилась за зданием. Но благодаря умелым расчётам, соблюдению уклонов и качества грунта задачу Величко решил.
Есть у него рекорд и по протяжённости «прокола» – 28 метров.
– Что мешает вашей ювелирной работе? – спросил я мастера бурения.
– Первый наш враг – подпочвенные воды. Мешает и структура грунта, искусственные препятствия по ходу бурения. Например, автомобильная покрышка, бетонная плита.
Да чего только не находится в земле! Однажды на пути мастера оказалась… квадратная монета Петровской эпохи 1705 года! Сейчас она прописалась в местном музее.
– Василий Васильевич, как оценивают вашу работу заказчики?
– За прокол под зданием вслепую я получил солидную премию. Одна бабушка после «прокола» для её долгожданного водопровода раз пять спросила меня: «Так быстро, сынок? Это и всё? Сегодня будет вода?» Ещё помню один «прокол» вслепую со сложным выходом к канализационному колодцу. Так как заказчик, видимо, был закоренелый скептик, то в сердцах воскликнул: «Такого не может быть! Быть такого не может!»
В станице Привольной Василия Васильевича часто называют метростроевцем. Его «метро» – для воды, газа и телефона. Со своими заказами к умельцу едут со всей Кубани. Но чаще всего – работники районного «Водоканала».
– Вместо приветствия у них всегда весёлый вопрос, на который я не обижаюсь: «Есть работа, крот? Ты свободен?» – говорит изобретатель.
Не так давно Василия Васильевича отыскали сотрудники краснодарского отделения «Российских железных дорог». Их срочный и ответственный заказ – сделать филигранный прокол под железнодорожным полотном – Величко выполнил оперативно и качественно.
Василий Васильевич постоянно следит за новой техникой, применяемой для горизонтального и наклонного бурения.
– Особенно хороши и эффективны механизмы у японцев. Они активно применяют электронику. Правда, японские станки в основном для больших объёмов работ. Я тоже стараюсь не отставать от прогресса – постоянно модифицирую свой станок. В последнее время чаще применяю его для наклонного бурения, – сказал мастер.
Он признался, что на протяжении всех лет делает записи в своих рабочих журналах и деловых дневниках. Их на большом рабочем столе Величко несколько стопок.
– Вы так скрупулёзно ведёте учёт своих заказов... Какова же протяжённость всех ваших подземных проколов?
– Мне и самому интересна такая статистика, – заверил Василий Васильевич, открыл толстую тетрадь и вскоре ответил: – Длина всей моей подземной дороги чуть больше двухсот километров. Это такое расстояние, как от моей станицы до Ростова-на-Дону.
Сегодня многих владельцев вертикальных скважин беспокоит одна проблема: скважины заиливаются и бездействуют. Поэтому в ближайших планах изобретателя из Привольной – сконструировать специальный насос для промывки скважин.
Владимир Нестеренко
ст-ца Привольная,
Каневской р-н,
Краснодарский край
Фото автора