С итальянской начинкой, но русской душой
Станичник купил заказную гармонь, о которой мечтал всю жизнь
Ивана Попова из станицы Новотроицкой знаю лет 15. Иван Иванович хороший гармонист, да к тому же ещё и умеет ремонтировать эти музыкальные инструменты. Такие люди сегодня по сёлам и станицам наперечёт. С каждым годом гармонистов становится всё меньше, и не только потому, что под влиянием масс-культуры падает интерес к народной музыке, но хорошая гармонь сегодня многим просто не по карману. А Попов может отреставрировать дедовскую гармошку или сделать новую из старых запчастей. А потом ещё и научит играть на ней.
У Ивана Ивановича дома хранится десятка два гармоней, а запчастей – целый склад. Но он всегда мечтал приобрести первоклассный заказной инструмент. И вот мне сказали, что Попов купил себе какую-то крутейшую итальянскую гармонь. Ну как не узнать подробности?
Полгода ждал
Пока ехал в Новотроицкую, представлял, как Попов, по профессии водитель, наводил коны в Италии. Понятно, что через интернет, который упростил отношения между людьми из разных стран, и тем не менее…
Но всё оказалось до банальности просто. Попов заказал инструмент у нашего соотечественника Павла Уханова, музыканта и торгового представителя Тульского завода музыкальных инструментов. Купленная им гармонь – это такой русско-итальянский симбиоз, где русские голоса, а механика итальянская.
– Я эту гармонь полгода ждал после заказа,– рассказывает Иван Иванович.– Заказ номер 209 был. Так что спрос на инструменты есть. Обошлась мне с доставкой в 140 тысяч. Я на маршрутке здорово повкалывал, чтоб накопить.
– А жена тебе ничего не сказала?
– Ничего. Во-первых, бесполезно, а, во-вторых, я ей перед этим всю мебель в доме обновил. Так что право имею. Ты посмотри, какая красота! Отделана натуральным перламутром. Месяц сохла после того, как покрыли. Кнопочки так посажены, что и не видно, где крепятся. Голоса ручной работы, клапаны и резонаторы – деревянные. На правой руке – четыре голоса, на басах – шесть. Тональность – ре мажор.
– Подожди, ре мажор, ты ж говорил, что нот не знаешь…
– Не знаю, но понятие в тональностях имею. Ре мажор под мой голос подходит, а ля мажор, к примеру, нет. Есть несколько тональностей, каждый гармонист под себя выбирает. Я знаю, где нота ре стоит, под нотным станом. Но это ничего не решает. Я ж английские буквы тоже знаю, а алфавит – нет.
– А я вот ноты знаю, а толку… Уже лет 55 как аккордеон в руки не брал, не то чтоб сыграть. А ты мастак! Давай покажи класс. Как итальяночка-то звучит?
Накинув на плечи ремни, которые тоже – эксклюзив, Попов пробежался по кнопочкам. Звук, конечно, богатый, это и с медвежьим ухом понимаешь. Басы прямо рокочут. Говорят, что бас русскому человеку на душу особенно ложится.
Сыграв и спев пару залихватских частушек, Иван запел ещё одну на актуальную тему, заиграв «Казачью лезгинку»:
На горе стоял ковид,
Всюду озирался.
Как увидел казака,
Сразу испугался…
Ой-ся, да ой-ся, ты меня не бойся…
– Поехали, я тебя с молодым парнем познакомлю. Мой ученик, но меня уже обошёл. Заодно и гармонь ему покажем.
У каждой гармошки – своя душа
В соседнем Солнечнодольске нас уже ждал Александр Гиленко. Пригласил во времянку на чай.
Вот это да! На всю стену полочки, а на них – гармони! Десятка два, если не больше.
– Это у тебя что, музей?– спрашиваю Сашу.
– Типа, да. Мне дядь Ваня большинство своих гармоней отдал, запчасти тоже. Вот я их реставрирую. Большинство рабочие. Я на разных играю, потому что к одной песне одна подходит, к другой – другая. У каждой гармошки своя душа, это я давно почувствовал.
– Так тебя дядя Ваня научил играть?
– Нет, он мне, скажем так, мастер-классы давал. А научился я играть в раннем детстве от своего дедушки по маме, Василия Михайловича Иваненко. Он на кошаре неподалёку жил. В свободное время играл для души. Мне нравилось слушать. А когда ему подарили вот эту жёлтую гармонь, она мне так понравилась, что попросил, чтоб дед меня научил. Так и пошло. У дедушки три гармошки было. Все они здесь как память о нём. Дядя Ваня научил меня гармошки ремонтировать. Я уже пару штук под заказ отреставрировал.
– А есть спрос-то на ремонт? Вообще, гармонь насколько сегодня интересна молодёжи? Или ты один такой на тысячу?
Саша согласился, что среди 20-30-летних мало кто умеет играть на гармони и в целом не шибко-то интересуются этим делом. Но когда Саша в компании сверстников начинает играть, то многие с удовольствием слушают. Только самые толстокожие сидят, в телефон уткнувшись. Кстати, и музей для того, чтоб гармонь пропагандировать. Все, кто бывал здесь, с интересом слушали рассказы Александра. И потрогать руками ведь можно, и даже поиграть.
Вывод: если пропагандировать инструмент и вообще народную культуру через молодых людей, устраивая интересные конкурсы, посиделки с учётом молодёжного восприятия мира, то можно интерес к гармони возродить. Саша участвовал в нескольких конкурсах и видел очень талантливых ребят. Так что не перевелись ещё на Руси гармонисты!
Взяв заказную гармонь Попова, Саша, конечно, оценил её достоинства. Заиграл. Здорово! Пожалуй, ученик превзошёл учителя, что Ивану Ивановичу только в радость. Вместе они сыграли пару мелодий. Тут как раз и выяснилось, как важно знать тональности. Они должны совпадать в дуэте.
А вот петь под итальянскую гармонь Александр не смог. Тональность не та. Взял дедову гармошку. Она под его голос – самое то! Голос у парня сильный звонкий. А переборчики между куплетами – это просто искусство. В репертуаре у Александра и частушки, и казачьи песни, и так называемые дворовые, типа «Никто тебя не любит так, как я». Нравятся ему и песни Игоря Растеряева.
Они молоды, но не студенты.
Ни «Окея» не знают, ни «Ленты».
В суши-барах они не бывают и в соляриях не загорают.
У них нет дорогой гарнитуры.
Наплевать им на эмо-культуру.
Не сидят и «Вконтактах», онлайнах.
Они вкалывают на комбайнах.
Комбайнёры! Комбайнёры!
А потом проигрыш, да такой, что аж мороз по коже!..
Сергей Иващенко
ст-ца Новотроицкая,
пос. Солнечнодольск,
Ставропольский край
Фото автора