Омикрон уйдёт. Или не уйдёт

Вы прослушали прогнозы наших экспертов

Когда месяц назад эксперты предрекали нам ежедневные показатели 100, 150, 200 тысяч и более заболевших, мы как-то не очень верили. То есть что столько народу может заболеть – верили, но что об этом вот так в открытую объявят – не очень. Однако стотысячную отметку проскочили – и не заметили. А 6 февраля в России был зарегистрирован 180 071 заболевший – до двухсоттысячной отметки рукой подать.

Сегодня, 7 февраля, в день выпуска номера, на территории РФ зафиксировано 171 905 новых случаев заболевания COVID-19. Летальных исходов – 609.

В мировой таблице недельной заболеваемости Россия поднялась на пятое место, сообщает сайт worldometers.info. Тройка «лидеров» выглядит так: Франция, США, Германия. В таблице недельной смертности наша страна – на четвёртом месте (неделю назад была на третьем).

Повсеместно отменяют ограничения – хоть по чуть-чуть. В Нидерландах возобновили работу рестораны, бары и музеи. В Англии для входа во все заведения санитарный пропуск больше не нужен, маски можно не носить. А в Дании решили не мелочиться и объявили о снятии всех ограничений. И о том, что «коронавирус больше не считается социально опасным». 

Вообще, в мире происходит что-то не очень понятное: за последнюю неделю заболеваемость упала аж на 16%. При этом смертность выросла на 8%. Как это соотносится с информацией о крайней заразности, но довольно лёгком течении омикрона? Вероятно, учёные растолкуют нам это в ближайшее время. 

Немножечко тенденция к стабилизации

Как следует из интервью замес-тителя директора ЦНИИ эпидемиологии Роспотребнадзора Натальи Пшеничной каналу «Россия 24», в дальнейшем возможны два противоположных сценария. Наиболее вероятным она считает тот, согласно которому вирус станет более заразным, но менее опасным, и для борьбы с ним будет достаточно действующих мер: «Вариант омикрон всё больше приобретает черты – практически приобрёл – стандартного, типичного сезонного ОРВИ». Как сообщила Пшеничная, в Роспотребнадзоре отмечают «немножечко тенденцию к стабилизации ситуации».

Но может случиться и наоборот: вирус будет мутировать в сторону более тяжёлого течения заболевания и меньшей заразности – тогда понадобятся более жёсткие ограничения.

Несомненное достоинство этого прогноза в том, что он в любом случае сбудется хотя бы наполовину. 

«Появление мутаций зависит от условий, в которых живёт вирус. Поэтому наивно думать, что на варианте омикрон эволюция вируса остановится. Если в процессе эволюции отберётся штамм, который окажется более приспособленным к условиям, то омикрон уйдёт, появится следующий», – сказал в интервью РБК главный внештатный инфекционист Минздрава Владимир Чуланов. 

Долой карантины и перчатки!

Тем временем в России, несмотря на зашкаливающие показатели заболеваемости, тоже понемногу отменяют ограничения. Так, срок карантина в случае заражения COVID-19 сокращён с двух недель до семи дней. «Для омикрона характерен более короткий инкубационный период. Симптомы заболевания появляются в течение 1–3 суток после заражения, и, если человек всё же заболел, выздоровление занимает в среднем семь дней», – пояснил это решение Владимир Чуланов.

По тем же причинам Роспотребнадзор отменил карантин для «контактных лиц», то есть тех, кто общался с больными. Кроме того, школьные классы и группы в детских садах не будут закрывать на карантин и переводить на дистант, если в коллективе болеет менее 20% детей.

А на днях исследователи из университета Джона Хопкинса выступили с заявлением о том, что локдауны, карантины, самоизоляция – как ни назови – вообще не помогают бороться с коронавирусом, снижая смертность всего на 0,2%. «Локдауны оказали минимальный — близкий к нулевому — эффект на состояние здоровья населения и повлекли огромные экономические и социальные издержки», – заявили учёные.

Выходит, зря мы мучились.

Ещё одно послабление: тех, кто болел ковидом в больнице или дома, разрешили выписывать без контрольного ПЦР-теста, если лечение продолжалось более семи дней. 

И – наконец-то! – из перечня противоэпидемических мероприятий вычеркнули  перчатки, о бесполезности которых врачи кричали без малого два года. В Ростовской области, к счастью, людей не заставляли их носить, но давайте порадуемся за жителей других регионов.

Оптимизация и роботы

Ростовская область на коронавирусной карте опять покраснела. Впрочем, красным полыхает вся карта – там почти не осталось даже оранжевых регионов. Желтеет только один островок – Татарстан.

Сегодня в нашем регионе зарегистрировано 3 213 новых случаев ковида. Летальных исходов – 6. 

Очереди в ростовских поликлиниках растут, несмотря на то что регистратуры и колл-центры работают теперь до 22:00. 

Василий Голубев поручил министру здравоохранения Юрию Кобзеву наладить электронное оформление больничных листов. А глава администрации Ростова Алексей Логвиненко на своей странице в инстаграме написал: «При лёгком течении ОРВИ или COVID-19 работники и учащиеся смогут оформлять листы нетрудоспособности дистанционно, без предъявления теста на коронавирус и посещения поликлиники. Для этого пациент может оставить заявку на сайте медучреждения по месту прикрепления или позвонить в колл-центр. Медицинский работник свяжется для дистанционной консультации и определения дальнейшей тактики лечения. (…) Информация о больничном будет поступать из поликлиники напрямую в ФСС, который в свою очередь проинформирует работодателя». 

Звучит красиво, но в комментариях тут же написали, что дозвониться в поликлинику невозможно, а соответствующие разделы на сайтах медучреждений не работают. Посмотрим, смогут ли наладить систему.

Сообщите нам, пожалуйста, как она работает/не работает в вашем районе.

Служба-122 теперь войдёт в состав областного департамента ЧС. (Напомним, короткий номер 122 – это общероссийская круглосуточная горячая линия по коронавирусу.) «В настоящее время специалисты ДПЧС РО ведут работу по оптимизации функционирования Службы-122», – сообщает официальный сайт правительства РО (слово «оптимизация» в применении к медицине всегда немного пугает). В дальнейшем обещают «оказание услуг с помощью автоматизированного голосового робота – специализированной компьютерной программы с элементами искусственного интеллекта». Так что все свои претензии вы сможете высказать роботу – он не обидится. 

Анна КОЛОБОВА

Выразить свое отношение: 
Рубрика: Здоровье