Игрушка — как машина времени

история елочной игрушки

Мои впечатления о книге А. Сальниковой «История ёлочной игрушки, или Как наряжали советскую ёлку»

Довольно интересная книга, идеально подходящая для создания новогоднего настроения. Книга с иллюстрациями, что добавляет радости при чтении. Издало её «Новое литературное обозрение», в чудесной серии «Культура повседневности».

Предшественницей советской ёлочной игрушки (а именно её история и рассказана в книге) была ёлочная игрушка имперской России. Однако распространённость её была ограничена по социальному принципу, да и производство развито слабо. А вот в СССР была создана оригинальная ёлочная игрушка, но уже в 60-х гг., при переходе к массовому промышленному производству, самобытность советских ёлочных украшений была утрачена и заменена шаблонным тиражирование имевшихся образцов. В 30-х гг. ёлочная игрушка способствовала обретению советской идентичности, позже продолжала использоваться в политических, воспитательных, образовательных целях. В постсоветское время идеологическая составляющая, по счастью, была утрачена.

В дореволюционное время ёлочная игрушка была экзотичной, ввозилась из-за границы; была она и уникальной, поскольку либо производилась мастером по индивидуальному заказу, либо изготавливалась дома. Ёлка конца XIX века по описанию Куприна: «украшенная сотнями свечей, золотыми и серебряными лентами, сверкающими погремушками, дорогими подарками, китайскими фонариками и целой коллекцией плюшевых птиц, жуков из фольги, стрекоз, пёстрых бабочек и рыбок». Всё многообразие ёлочного убранства было совершенно не случайным: игрушки воссоздавали евангельский сюжет, а сама ёлка была предметом до предела символичным.

На верхушке — Вифлеемская звезда; крестовина у подножия — символ распятия; ангелы отождествлялись с божественной волей; гирлянда (бусы, цепи, венок, венец) — атрибуты святости, страдания, смерти, воскрешения и бессмертия; флажки (флаги) — символ борьбы за веру; колокольчики — символ тех, что привешивали овцам палестинские пастухи, первые поклонившиеся младенцу; фрукты, птицы, звери, свечи — ну, и так понятно. Постепенно религиозная символика утрачивалась, при этом всё перечисленное оставалось на ёлке непременным атрибутом: религиозный компонент был важным, но не главным. Часто из-за дороговизны (да и привозили их немного, впрочем) ёлочные игрушки мастерили сами даже в аристократических семьях. Но уже к началу XX в. ассортимент ёлочных игрушек в России стал очень богат.

С приходом советской власти рушили всё «до основанья». Но, как ни странно, даже в экстремальных условиях 1917-1918 гг. праздник ёлки ещё сохраняется, соответственно, остаётся в новогоднем обиходе и ёлочная игрушка: и на ёлке, и в учебниках... Конфискованные у «буржуев» ёлочные игрушки поступали в советские трудовые школы, где радовали советских детишек. И где подчас уничтожались ими как «реквизированное» и «вражеское». С начала 1920-х «старый» праздник стремятся наделить новым содержанием. Подросло то поколение детей, которое не знало прежних рождественских ёлок, а новой идеи пока ещё не придумали. Отсюда и отмечаемое учителями отсутствие интереса и непонимание того, зачем она вообще нужна, ёлка эта. В период жёсткой атеистической кампании середины 1920-х ёлка оказалась востребованной как атрибут «комсомольского рождества», и игрушки на ней были очень специфические: «...стояла большая ветвистая сосна, которая была закреплена в чучеле, изображавшем мировой капитал, на ветках сосны висели проткнутые щепками и штыками куклы Колчака, Юденича, Деникина, Махно и других прислужников капитала». С ёлочной игрушкой боролись и как с проявлением мещанства. Стали появляться распоряжения об изъятии ёлочных игрушек из продажи. Кустарное производство было свёрнуто.

Советский ёлочный «игрушечный» канон формировался и утверждался со второй половины 1930-х до начала 1960-х. Богато украшенная, сияющая ёлка становится символом новой, «советской» радости, веселья и изобилия. Игрушки же на ней призваны воплощать, фиксировать и пропагандировать достижения советской власти. Все, кто называл ёлку буржуазной, были заклеймены, а укоренившиеся когда-то традиции наполнили новым смыслом. Да, и в каждый конкретный исторический момент власти с помощью ёлочных игрушек «визуализировали» удачные моменты из жизни государства, идеология растворялась в праздничности. Из журнала «Советская игрушка»: ёлочная игрушка, как и детская игрушка вообще, — это «мощное оружие коммунистического воспитания наших детей, чувствительный идеологический инструмент, воздействующий на детей», производство её должно находиться «под неослабным политико-идеологическим контролем». И пошли по ёлкам стройными рядами новогодние лётчики-танкисты, спортсмены, крейсеры и подводные лодки, колхозники и пр. При этом домашние ёлки сохраняли самобытность: у многих оставались дореволюционные игрушки, которые вешали рядом с пионерами и футболистами. Советские ёлочные игрушки были образны, а порой и сюжетны: скажем, покорение Арктики нашло отражение в игрушках, изображающих дрейфующие льдины и полярные станции. Вместе с Великой Отечественной на ёлке появились «военизированные» игрушки — солдаты, танки, пистолеты... Своё место заняли на ёлке и самодельные игрушки, которые были по большей части «аполитичны», традиции и навыки их изготовления восходили ещё к дореволюционному периоду и рождественской ёлке.

Во второй половине 1950-х — в начале 1960-х гг. «политические» игрушки начинают понемногу вытесняться «бытовыми». На ёлках появляются игрушечные самовары, будильники, кувшинчики и пр.; становятся популярны игрушки в виде фруктов и овощей. Но и отражаются события, происходящие в стране и в мире: запускают спутник, полетел Гагарин — и на ёлках появляются ракеты и космонавты; задружили с Китаем — и вот уже продаются китайские фонарики, шары с надписью «Москва — Пекин» и изображением Мао. Со строительством «хрущёвок» появляются наборы мини-игрушек для мини-ёлок. К 1970-м годам пропагандистский накал спадает, и ирушки с явной советской символикой перестают выпускать. В 1980-х на прилавках всё больше типовых игрушек — шариков с золотым и серебряным напылением, сосулек, шишек, колокольчиков. На рубеже 1990-2000-х гг. возвращаются к ручному уникальному способу выдувания игрушек (в два предыдущих десятилетия использовали стеклодувные автоматы), появляются оригинальные игрушки, сделанные в лучших традициях отечественного народного промысла. Ёлка же ещё долго продолжала оставаться «советской», ведь в большинстве семей хранились прежние пионеры и кукурузы.

В 1990-е гг. российский рынок заполонила массовая импортная, по преимуществу китайская, продукция. В ёлочной моде произошёл скачок от уютной, домашней ёлки к «дизайнерскому дереву», украшенному однотонными игрушками и бантами. Яркой пестроте и разноцветью места осталось не так много. Но эта мода прошла достаточно быстро, и сейчас вновь возникает интерес к советской ёлочной игрушке и разнообразно украшенной ёлке.

Достаточно подробно описана в книге и организация производства ёлочных игрушек в разные годы, особенности и технологии изготовления. Много интересных фактов и о традициях празднования Нового года, воспоминаний об этом празднике тех, чьё детство пришлось на 30-60-е гг.

Почему же советская ёлочная игрушка сохраняется и в каждом следующем декабре уверенно утверждается на своём месте? Отчасти потому, что корни её, как ни пытались идеологи их отсечь, глубоко историчны. Отчасти потому, что она действительна уникальна как культурный феномен. Но главное потому, что каждая игрушка — это кусочек детства, маленькое волшебное воспоминание, машина времени, возвращающая в прекрасные моменты прошлого.

Блог Ольги Шупта

г. Ростов-на-Дону