Вековая бумага

бумажная фабрика Ростова-на-Дону

Бумажная фабрика войну пережила, а наше время - нет​

На носу Новый год, наверно, в каждом доме проходят "генеральные" уборки - мой случай не исключение: разгребая антресоль, было найдено несколько рулонов советских обоев. Остались они ещё со времён заселения в эту квартиру, мало ли - подклеить что-то надо будет, в общем, такой запасной вариант в случае чаго. Бумага оказалась довольно-таки плотной и хорошего качества, несмотря на то, что пылилась уже почти 20 лет. На одной из сторон была бирка завода-производителя. "Завод имени Калинина. Ростов-на-Дону" - хм, сколько изучаю историю родного города, а о таковом даже и не слышал! Поискав информацию в интернете, нашёл только одну заметку, что это оказывается тот самый завод, который я посетил ещё год или два назад, просто название тут указано другое. Приятное совпадение - именно оно и подтолкнуло к разбору фотографий и написанию этого поста. Начнём!)

В октябре 1887 года в Ростове при многочисленном стечении народа освещали новую, каменную колокольню собора с которой совсем недавно у меня был пост. Колокола были из серебра, и слышно было их за 30 километров, а подарил их городу потомственный почётный гражданин Ростова, купец – Иван Панченко, миллионер, который делал деньги из бумаги.

Из Крымского города Бахчисарай он переехал в Ростов, когда ему было 28. Прежде, Иван Панченко часто приезжал сюда по коммерческим делам, а потому отлично представлял, что требует рынок. В 1878 Иван Степаныч приобрёл на публичных торгах имение в самом начале улицы Большой Садовой. Бывший пивной завод предприниматель переоборудовал в первую в Ростове и лучшую в России бумажную фабрику. Каждые сутки на предприятии производили почти 2 тонны бумаги всех сортов: почтовая, телеграфная, титульная, газетная, альбомная, разноцветная. Бумага Панченко поставлялась ко двору Его Величества, завоёвывала золотые медали на российских и европейских выставках.

Поскольку купец был видный, годовой уровень составлял не менее 100 тыс. рублей – по тем временам это огромные деньги. Рублём коммерсант наказывал провинившихся сотрудников: за один час опоздания с рабочего вычитали двухдневную зарплату; кто неприлично выражался, нарушал тишину пением или криком – штрафы, а за принесённую водку или работу в нетрезвом состоянии – увольнение.

Ростовской легендой стал дуб, который рос на территории фабрики. Говорили, будто гиганту 200 лет, а посадил его сам император Пётр I. Правда это или нет, но коммерсант Панченко прославленный дуб срубил, дерево пошло не на бумагу – а на стулья, на каждом из которых написали: “Мебель сия изготовления из дуба Петра Великого”.

К началу 20 века у Панченко было уже две пищебумажные фабрики в Ростове и ещё несколько каменноугольных рудников в Шахтах. Основной капитал фирмы к 1889 году составлял 1 млн рублей - все деньги были разделены среди пайщиков, причём в долю входили только члены семьи. Родственником стал и знаменитый Парамонов – дочь его вышла за сына Ивана Степаныча. Панченко и Парамонов конкурентами не были – держали разный бизнес, брак детей стал для отцов выгодным объединением капиталов. Старые корпуса медицинского университета – полностью оборудовать в больнице рентгеновский кабинет решили именно на собрании пайщиков товарищества Панченко. Суперсовременное на тот момент оборудование думали установить в память об Иване: хозяин фирмы скончался в 1904 году в Кисловодске... Сыновья стали управлять имением, имуществом, капиталом, но не совсем удачно. После смуты 1905-1906 года товарищество претерпевало кризис, поэтому владельцы вынуждены были распродавать территории фабрик и шахт. Всё, что отец скупал на протяжении 10 лет, его сыновья распродали за один год. Впрочем, уже через несколько лет дела фирмы вновь пошли в гору, братья Панченко оказались дальновидными и ещё до роковых перемен 1917-го успели продать практически всю свою недвижимость.

Состояние после ВОВ:

Знаменитая фабрика на Большой Садовой в 1920 году была национализирована, а в 90-е приватизирована. Позже производство возобновилось - здесь производили целлюлозу, бумагу, обои и гофрированный картон, но спустя несколько лет предприятие снова прекратило свою деятельность, на этот раз окончательно. В 2012 году в СМИ появилась информация, что бумажная фабрика подлежит сносу, а на её месте будет построена первая из станций ростовского метро.

Не буду говорить о метро, так как это из серии фантастики для нашего города, а перейду непосредственно к территории бывшей фабрики. Так она выглядит сейчас - в принципе, никакого различия с фото выше, что была война, что нет:

Именно такая "красота" встречает большинство приезжих в Ростов, так как территория хорошо видна с моста на Сиверса. Большой интерес местных вызывает до сих пор вот это сооружение, которое чем-то похоже на инопланетный корабль:

Ладно, чего я всё вокруг территории, начнём прогулку по самой фабрике, где обо всём и расскажу более подробно:

На 2014 год состояние очень печальное: почти все станки вывезены, окна побиты, некоторые постройки начинают сносить...

Система "анти-залаз" - забить все окна плакатами с предприятия:

Построек тут достаточное количество, начнём слева на право:

Насколько понимаю, это была главная линия производства. Сейчас все цеха пусты - лишь трубы вентиляции валяются на полу:

С окна видны складские помещения и медпункт:

Блуждая через коридоры и помещения, выходим в очередную комнату, но уже без крыши и с небольшой растительностью:

В соседнем здании кто-то пролил масло:

Кстати, меня немного удивила планировка - похоже на какой-то лабиринт, не раз мы попадали в одни и те же места... Наконец-то удаётся выбраться и попасть в новые - тут у нас была электрощитовая:

Дальше нас ждёт свет в конце лестницы:

И пред нами появляется тот самый "корабль":

Попасть внутрь так и не удалось, так как вход со стороны улицы, где стоят Камазы, а возле них блуждают рабочие и охрана. Насколько выяснил у бывших трудяг - это была обычная водонапорная башня, с такой нетипичной архитектурой.

Возвращаемся в пустые цеха:

И выходим к самому интересному:

Вот такой контраст на фоне разрушенных зданий - почти новый и красивейший актовый зал, глаз не оторвать:

Какой же это актовый зал и чтоб без украшений, лепнины?

Конечно, скоро и этого не станет — время, оно такое:

Продукция предприятия:

Вдоволь насидевшись на удобных и мягких стульях, собираемся продолжать путешествие по фабрике, где нас ждёт ещё немало интересных мест.

Пока ничего грандиозного по пути не найдено, делаем лишь одиночные кадры различных объектов:

Тут в одном помещении повеяло химией:

Появилось мысль, что на таком предприятии по любому должна быть какая-то своя лаборатория. Догадки оказались верными, но об этом чуть позже, пока гуляем дальше, обнаруживая различные вещи:

Аварийный БДСМ:

Ориентироваться в тёмных и длинных коридорах позволял вид с окон:

Наконец-то одинокие и пустые помещения закончились и мы попали в прачку:

 

Уже хорошо знакомые нам стиральные машины "Витязь", гладилки и прочее. Бумага для принтеров и телеграфных аппаратов выпущенная на данной фабрике:

Покидаем прачку и отправляемся в бухгалтерию:

К сожалению, самое важно и интересное из документов было вывезено сразу же после закрытия, на месте остались лишь различные отчёты, списки рабочих и прочее. Тем временем, запах химии усилился и мы пошли на него, попав в складское помещения лаборатории. Вот и сама лаборатория, а точней то, что от неё осталось:

 

Вроде бы всё осмотрели, да и голова уже начала болеть от всех этих запахов, выйти бы на свежий воздух. Очередные руины, война будто вчера закончилась только... Сейчас нам по всему этому придётся карабкаться:

Во все эти помещения попасть снизу было невозможно - они закрыты на замки, поэтому лаз только через верх. Затраты сил\времени на карабканье не оправдали наши ожидания, ничего интересного здесь в итоге не оказалось. Хотя одна хорошая вещь среди гор мусора всё-таки нашлась. Вот такой прекрасный вымпел был спасён:

Наше время подошло к концу, да и вроде всё, что можно было, уже облазили...

Вот такой была фабрика Панченко, ну или бумажная фабрика Калинина - кому как удобней. Предприятие устояло в тяжёлые времена для нашей страны, пережило войну, даже девяностые, когда почти всё производство по стране было уничтожено, но вот выжить в реалиях нашего времени - не удалось. Я почти уверен, что байка о метро - лишь байка и тут вскоре появятся новенькие высоточки, которых так не хватает городу.

Василий Гриненко

г. Ростов-на-Дону

фото автора

kerrangjke@livejournal.com