Почему Ростов не Барселона

Минэкономразвития Ростовской области готово заплатить 2 млн рублей тому, кто к 15 ноября сего года создаст «уникальное эмоцио­нальное пространство». Или, другими словами, образ Ростовской области «как региона, привлекательного для комфортного пребывания иностранных и российских туристов». Конкурс объявлен, документ висит на сайте госзакупок.

Наверное, хорошо быть главным начальником по туристической привлекательности, если ты живёшь, например, в Париже. А всё потому, что образ Парижа и окрестностей как региона, привлекательного для комфортного пребывания, век за веком прилежно создавали Александр Дюма, Гюстав Флобер, Эрнест Хемингуэй и другие французские и нефранцузские классики. Причём, что немаловажно, ни сантима не требовали из казны за «долгосрочное продуктивное продвижение образа» Парижского региона и «воздействие на его потенциальных посетителей». 

Донские же власти готовы оплачивать и продвижение, и воздействие, и даже какое-то «создание единой визуальной концепции Ростовской области как системы брендирования муниципальных образований». А народ всё равно норовит уехать то в Париж, то в Венецию. Но если есть в мире справедливость, то должен настать день, когда прозревшие туристы толпой побегут от навязшей в зубах Эйфелевой башни к манящим донским берегам. 

Тут, правда, может возникнуть одна проблема. Ведь, судя по тексту технического задания, власть в областном минэкономразвития захватили романтики. Потому что скучные практики озаботились бы в первую очередь не эмоциональным пространством, а самым обычным: проверили бы, в каком состоянии находится всё то, что делает регион действительно привлекательным, – исторические достопримечательности и природные красоты, улицы, парки, отели, кафе... Хорошо ли отреставрированы старинные фасады? Достаточно ли тенисты улицы? Не замусорены ли речные берега и знаменитые донские степи? Наконец, попросту, без всякого брендирования: куда поселить туристов и чем их накормить? Причём не в Ростове, а где-нибудь в глубинке: они ж начитались Шолохова и хотят близости к природе и местного колорита... 

Я родилась в Ростове и очень его люблю (это чистая правда). Но честные ответы на все эти вопросы не прибавят нашей области туристической привлекательности. 

Есть, однако, проверенное и эффективное средство.

Что делают местные власти, когда к ним в регион неожиданно собрался приехать большой начальник, а красить заборы и ремонтировать здания уже поздно? Правильно – накрывают покосившиеся домишки полотнищами, на которых изображён… Ну да, тот самый привлекательный образ, чистенький и свежепокрашенный. (Некоторые художники даже пририсовывают где-нибудь сбоку милые детали – такие как рыжий котик на карнизе или ваза с цветами на подоконнике. Это, наверное, и есть «уникальное эмоциональное пространство».)

Конечно, накрыть всю Ростовскую область – никакого полотнища не хватит. Но можно заплатить два бюджетных лимона за «выявление и вербализацию туристского потенциала территорий с выделением ключевой идеи позиционирования». Создать привлекательный образ и отчитаться перед начальством о повышении «комфортности пребывания», к примеру, на 15,6%. Или на 12,8. 

Потенциальным туристам, конечно, впарить эмоциональный образ Ростовской области будет трудновато. Но, может, это и к лучшему. Вот, например, в Барселоне тамошние власти срочно разрабатывают меры для уменьшения туристского потока. Потому что местным уже не стало житья от этих понаехавших: прошлым летом бедную Барселону – город с населением всего-то 1,6 миллиона человек – посетили 32 миллиона туристов.

Нам, слава богу, такая беда не грозит.