От каждого по способностям, каждому – как повезёт

«Судьба нашей страны зависит от того, сколько детей родится в российских семьях через год, через пять, через десять лет», – в этом году обращение к Федеральному собранию президент начал с демографических проблем. А затем предложил выплачивать материнский капитал не только за рождение второго, но и за первого ребёнка.

Выплата составит 466 тыс. рублей. По словам Путина, это поможет выбраться из демографической ловушки и «к середине наступающего десятилетия обеспечить устойчивый рост численности населения страны».

Ну что скажешь, когда деньги дают? Хорошо! И даст бог, кому-то отдельному они пойдут на пользу и действительно помогут в планировании семьи. Но замах-то государственный – не единичную судьбу решить, а демографию всей страны поднять. Вот и поразмыслим глобальными категориями. Программу маткапитала впервые президент предложил в аналогичном послании-2006. Со следующего года она заработала и, как свидетельствует статистика, сыграла свою роль. Правда, социологи отмечают, что рождаемость на тот момент росла уже с 2000 года. То был период, когда демографический дивиденд давало многочисленное поколение матерей. Сейчас в репродуктивный возраст вошли матери поколения 1990-х годов. Уровень бедности тогда охватил треть населения, а уверенности в завтрашнем дне не было практически ни у кого. Сегодняшнее время стабильное – стабильно тяжёлое, как говорят медики. Потому что равновесие неустойчивое – чаши весов в любой момент могут качнуться как в одну, так и в другую сторону. И вот на одну из этих чаш положили выплату на первого ребёнка, доплату на второго, за третьего пообещали погасить более 400 тысяч рублей ипотеки, пособие на детей продлить до семи лет, а в школу дитя пойдёт, так ещё и кормить бесплатно четыре года будут. А потом?

Бедность в нашей стране обрела свои уникальные на фоне всего цивилизованного мира черты. На грани или за ней находятся не только или не столько инвалиды, безработные, многодетные, а работающие люди. Но получающие при этом такую нищенскую зарплату, что не могут достойно обеспечить ни свою жизнь, ни своих детей.

«Детская бедность» (это когда доходы на члена семьи ниже прожиточного минимума) настолько очевидна, что на это тонкое место и решили поставить заплатку, отрезав её в том числе от пенсионного рукава. Сколько там в год будет экономиться на потенциальных пенсионерах, которым продлили срок выхода на заслуженный отдых, порядка триллиона рублей в год? А демографический прорыв будет обходиться не менее чем в 4-5 трлн рублей. Сидеть с ребёнком до семи лет – хорошая идея, раз бабушки теперь будут выходить на пенсию, когда внуки – заканчивать школу. Карьеру маме при семилетнем перерыве тоже вряд ли удастся построить. Да и профессиональная деградация в затянувшемся декретном отпуске обеспечена. И ещё вопрос, сможет ли воспитать счастливого человека женщина, затюканная бытом.

Кстати, пособие положено не всем, а только малообеспеченным. Превысит доход прожиточный минимум на члена семьи на рубль или три – и ага! Не так всё просто и с маткапиталом. Это же не живые деньги на блюдечке с голубой каёмочкой. Потратить его можно только на улучшение жилищных условий, образование детей, на накопительную пенсию мамы или социальную адаптацию детей-инвалидов. Велика радость вкладываться в будущую пенсию, до которой ещё дожить надо, когда тебе сегодня детей не на что накормить или одеть? Покупка жилья, конечно, тема. Однако тоже с подводными камнями. Может загнать в нищету пуще прежней. Берёт, положим, полная благополучная семья ипотеку, вкладывает в качестве первого взноса материнский капитал, а потом лет 20 погашает заём. Одна зарплата уходит целиком, на вторую существуют, реально до прожиточного минимума на члена семьи не дотягивают, а по доходам всё в порядке, и пособие не положено. Так что и «рыбка» достанется не всем, а «удочку» пока никому и не предлагают. Но именно она-то и нужна среднему классу, социально ответственным гражданам, которым унизительны подачки. Они вполне заслужили получать за свой труд такую плату, которой должно хватать и на еду, и на одежду, и на образование детей, и на игрушки для них, и на отдых, и на улучшение жилищных условий.

Это понимают многие россияне, потому и не удержались от критики «доброго дела». Учитель истории и обществознания из села Никольского, что в Сысертском районе Екатеринбургской области, автор популярного телеграм-канала «Труд педагога» Виктор Якушев, проанализировав послание Путина, объяснил, почему госинициативы доходят до людей в виде бюрократических недоразумений: «Безусловно, все озвученные предложения Владимира Владимировича, касаю­­щиеся решения демографических проблем, понравились электорату. Поддержка рублём молодых семей, продление сроков выплат и увеличение материнского капитала, дополнительные места в яслях – приятные условия для создания семьи. Другой вопрос, что такие поощрения могут использоваться людьми в корыстных целях – заработок за счёт рождения детей. Я уж и не говорю о неблагополучных семьях (которые чаще всего и многодетные одновременно), где безработные и необразованные родители ничем другим, кроме «решения демографических проблем России», не занимаются, ожидая солидных «подачек» от государства».

Что и говорить, у каждого из нас найдётся свой пример, иллюстрирующий корыстное отношение к детским выплатам. Я вот забыть не могу, как лет двадцать назад, когда о материнском капитале не было и речи, а на новорожденного выплачивалось единовременное пособие всего в несколько тысяч рублей и потом скромная ежемесячная сумма до полутора лет, многодетная мать-одиночка объяснила, зачем родила очередного ребёнка: «Соседке две тысячи долга отдать».

Но верхи всегда были страшно далеки от народа. Даже не попытавшись понять причину и суть критики, президент назвал осмелившихся высказать своё мнение «моральными уродами». Это произошло в ходе общения с ветеранами Великой Отечественной войны в Санкт-Петербурге. Эту аудиторию Владимир Владимирович тоже обрадовал грядущими выплатами: ветеранам ВОВ в честь 75-летия Победы выплатят по 75 тысяч рублей, а труженикам тыла – по 50. Правда, про ещё одну категорию участников войны – самых юных, многие из которых остались сиротами, не было сказано ни слова. Видно, не заслужили они материальной поддержки от страны, которую они же и восстановили после фашистского погрома. Но о детях войны, наверное, лучше помолчать, чтоб не прослыть «моральными уродами».

Людмила ВОРОБЬЕВА