Прокурор в шестой палате, где раньше Наполеон был

Коронавирус сдвинул сроки проведения ВПН-2020. Как известно, она перенесена на осень этого года. Рапортуя о готовности к проведению мероприятия, Ростовстат объявил, что при переписи населения в Ростовской области учтут национальность «казак». Доступно будет 13 вариантов, среди которых «донской казак», «православный казак», «русский казак» и другие.

Одним из первых на толерантное новшество отреагировал в своём телеграм-канале знаменитый писатель и политический деятель Захар Прилепин, отметив, что официальное появление такой национальности – «прямой и беспощадный путь к сепаратизму (...) Казаки, напомню, воинское сословие. А не нация».

Такого же мнения придерживается и Евгений Спицын, историк, советник ректора МПГУ. Отвечая на вопросы интернет-издания «Свободная пресса», он уточнил: «Идеи казачьего сепаратизма не новы. Достаточно вспомнить Петра Краснова, который был войсковым атаманом Войска Донского в мае 1918 — феврале 1919 года. Он в отличие от своих собратьев по белому движению, того же Колчака, Деникина, выступал под лозунгом создания отдельной от России Доно-Кавказской федерации». Сепаратистско-казачьи настроения, по словам историка, сейчас есть на Ставрополье, Кубани и в Ростовской области.

Не хочется сейчас отвлекаться на определения, что такое «национальность», «нация», «сословие». Они есть во всех толковых и энциклопедических словарях и дают недвусмысленный ответ, есть ли такая национальность – казак. Об этом, наверное, короче и красноречивее скажет «объявление» одного из многочисленных комментаторов новости: «Куплю старинные казачьи монеты, национальное казачье оружие, казачьи книги на казачьем языке до XX века и другие достижения казачьей древней нации».

Конечно, пока дело не зашло далеко, вполне можно шутить по данному поводу. Но не плохо бы прислушаться к тем, кто умеет просчитывать будущее на несколько шагов вперёд. Так, знаменитый интеллектуал Анатолий Вассерман не отрицает, что в активном развитии современного казачьего движения может скрываться политический интерес враждебных стран с целью ослабления России: «Напомню, что ещё в Древнем Риме был провозглашён принцип «Разделяй и властвуй». Чем меньше группа людей, тем легче ими манипулировать».

По сути об этом же говорит российский телеведущий и политолог Константин Сёмин. «При любом ослаб-лении государства со всех сторон начинает лезть национальная квазинезависимая самобытность, за которой на самом деле никакой самобытности нет, — отмечает он. — В 1980-е годы, работая в Ростовской области, я часто сталкивался с примерами обычных советских граждан, которые внезапно превращались в атаманов, есаулов. Вчера ещё человек был милиционером или водопроводчиком, а сегодня у него нагайка за голенищем. И ничего общего с казачеством прошлого это преображение не имело. Больше напоминало театр бутафории. Создание и провоцирование формирования отдельного народа, а именно продвижения идеи, что у казаков нет ничего общего с русскими, что они отдельная этническая и даже генетическая группа, — это очень опасное явление».

Эти идеи, по словам политолога, уже использовались Гитлером и фашистами в 1943 году, когда в Новочеркасске базировался штаб атамана Петра Краснова. Сёмин считает, что «по мере того, как падают экономика и авторитет центральной власти, просыпаются националисты и сепаратисты всех мастей». И такая ситуация сегодня происходит не только на юге. «За любым проявлением и возрождением мифа о казаках как о нации скрывается нацизм. Сперва говорят, что казаки — нация. А потом выясняется, что эта нация противопоставлена всем остальным русским, пропагандируется сепаратизм», — прокомментировал узаконенное нововведение порталу RostovGazetа Константин Сёмин.

К слову, в последние переписи многие россияне изгалялись и без благословения свыше, самоопределяясь не только казаками, но и эльфами, хоббитами, мушкетёрами. Безусловно, можно считать себя и прокурором, и даже Наполеоном. Но стоит ли государству официально узаконивать проявления диагноза, не превратится ли оно тогда в большую «палату № 6»?

А что касается донского казачества, в прошлом году оно с помпой отметило 450-летнее служение российскому отечеству. Хотя в эффективном служении в последние десятилетия я вынуждена усомниться. Не раз приходилось разбираться в проблемах крестьян с пастбищами для скота. Во всех этих хуторах, сёлах и даже исконно казачьих станицах можно встретить людей, явно готовых в графу «национальность» вписать: «казак». Но почему-то «правят бал» в этих поселениях пришлые группы других этносов, ущемляя интересы местного населения, а иногда и выдавливая его с насиженных мест.

Людмила Воробьёва,
ведущий редактор