Ну, что – едим дома?

 Четырнадцатого марта «Макдоналдс» закрыл в России все свои 850 ресторанов. Причину глава компании Крис Кемпчински увязал со спецоперацией на Украине. Меня, честно сказать, это известие никак не взволновало. Пожалела только тех людей, которые потеряют работу, и что поставщикам продуктов придётся искать новые рынки сбыта. А когда стало известно, что 62 тысячам российских сотрудников продолжат выплачивать зарплату, и вовсе успокоилась.

Никогда не испытывала пиетета к этой сети быстрого питания. Я находилась как раз в Москве, когда в январе 1990 года на Пушкинской площади открылось это чудо «западной цивилизации». В тот день однокурсницы вернулись в общежитие намного позднее обычного. Оказалось, они шесть часов простояли в очереди на улице, чтобы вкусить «глоток свободы» в виде «Биг Мака», картошки фри и вишнёвого пирожка. Разговоров о невероятном интерьере, необычной еде с иностранными названиями и, что самое удивительное, улыбчивых сотрудниках хватило на несколько дней. Как, впрочем, хватило бы на несколько дней питаться в студенческой столовке денег, потраченных там на один перекус. Но, как говорится, Париж стоит мессы. Более модной точки общепита на тот момент не было во всём Союзе. Так что особо рьяные поклонники забугорья приобщиться к «загранице» прилетали в столицу на самолёте специально, чтоб отведать сэндвич, чизбургер, хрустящую картошку, мягкое мороженое или ещё что-то из устоявшегося меню.

За тридцать два года эстетика «Макдоналдса», проПИТАВШЕГО Россию и два поколения россиян, настолько прочно вошла в «генетический код» сознания, что весть о закрытии многие восприняли как угрозу голода и ограничения политической свободы. И мысль, что свято место пусто не бывает, адептов быстрого питания по-американски не успокаивает.

А в самом деле, как-то странно, что разнообразная вкусная русская кухня не составила у себя на родине даже сколь-нибудь малую конкуренцию иностранке. Почему? Ответ хорошо знают как состоявшиеся, так и несостоявшиеся отечественные рестораторы. Помните, как на заре движения импортозамещения в 2015 году родные братья-режиссёры Никита Михалков и Андрон Кончаловский намеревались создать в противовес западным сетям фастфуда («Макдоналдс», KFC и др.) российскую национальную сеть ресторанов быстрого питания «Едим дома»? Чтобы открыть две фабрики-кухни, 41 кафе и 91 точку продажи готовой продукции, по расчётам партнёров требовалось 971,8 млн рублей инвестиций, окупиться которые должны были за 4,8 года. Авторы проекта обратились к президенту страны с просьбой в рамках программы импортозамещения посодействовать реализации бизнес-идеи. Заверили, что собираются использовать исключительно чистые продукты, 30-40% которых должны быть российского производства. При этом снабжать питанием намеревались и социальные учреждения, включая детские дома и интернаты. Они уже заручились поддержкой Минсельхоза РФ, о готовности поставлять сети продукты заявлял бывший московский градоначальник Юрий Лужков, поддержал идею губернатор Московской области Андрей Воробьёв, заметив, что фермеры Подмосковья не останутся в стороне. Рассмотреть проект Владимир Путин поручил вице-премьеру Аркадию Дворковичу. На встрече с журналистами Дворкович заявил, что Михалков и Кончаловский не просили финансовой помощи у властей и что он обещал им оказать поддержку исключительно на уровне «преодоления бюрократических процедур». Первая, она же смертельная, по всей видимости, исходила от главы Комитета гражданских инициатив Алексея Кудрина.

– Создание сети питания по схеме Михалкова и Кончаловского создаст больше проблем среднему и малому бизнесу, чем конкуренции «Макдоналдсу», – рассудил экс-министр финансов.

А могли бы россияне уже семь лет «есть домашнее».

Феномен бурного роста, процветания и долголетия сильного, харизматичного, да, яркого, инновационного бренда – «Макдоналдса» можно, конечно, объяснить фантастическим менеджментом, умением не снижать планку качества, но… их успеху на российском пространстве способствовало нечто другое, чего лишены «свои пророки».

– Когда мы приходим на фудкорт и видим блюдо за 200 рублей, то из этих двухсот рублей «Макдоналдс» платит 8 рублей аренды, а наша компания – 40-50 рублей. Не может быть у нас 25% аренды, а у них 5%.

Это скотская политика убивания и удушения собственного российского бизнеса. Каким образом может быть конкуренция между нашими компаниями? – возмутился основатель компании «Теремок» Михаил Гончаров. И продолжил: – Год назад я присутствовал на совещании в Московской области, на котором встал представитель «Макдоналдса» и в приказном тоне зачитал текст, что должны выделить земельные участки льготные, без налогов, на 49 лет. Они будут из них выбирать. Прошёл год. Я вижу фотографию, где губернатор жмёт руку руководителю «Макдоналдса». С радостью подписал, что выделяют 60 земельных участков. Когда я услышал, каким тоном разговаривает представитель иностранной компании с нашими руководителями областной администрации, я был в шоке просто. К сожалению, это реальность.

Ну, если и вторая масштабная волна антироссийских санкций не повернёт нас лицом к дому, то… А ведь это шанс.