Писатель Павел Санаев встретился с ростовскими поклонниками

Автор нашумевшей повести «Похороните меня за плинтусом» Павел Санаев поделился с ростовскими читателями своими взглядами на литературу, кинематограф и современную жизнь.

Автор нашумевшей повести «Похороните меня за плинтусом» Павел Санаев поделился с ростовскими читателями своими взглядами на литературу, кинематограф и современную жизнь.

Встреча состоялась в кинозале Донской государственной публичной библиотеки. Интерес к автору повести «Похороните меня за плинтусом» и ее продолжения – романа «Хроники раздолбая» – оказался огромным: мест не хватало, и желающие рассаживались прямо на ступеньках.  Не делая долгих вступлений, Санаев предложил спрашивать его о чем душа пожелает. Традиционно беседа началась с вопроса об автобиографичности повести «Похороните меня за плинтусом».

 - В книге, естественно не все правда, хотя есть большая доля автобиографии, процентов 25-30. Но во-первых, в книге присутствуют так называемые «эмоциональные качели», когда вы то ужасаетесь героине, то оправдываете ее. Во-вторых, драматические события жизни описаны в ней с юмором. Разумеется, в реальности так не было. Как не было и монолога бабушки под дверью, и ее смерти, после того как мы перестали жить вместе. Поэтому я всегда прошу не проецировать эту книгу на нашу реальную жизнь. В реальности же бабушка примирилась и с мамой, и с Роланом Антоновичем (актер и кинорежиссер Ролан Быков, отчим Павла Санаева - прим. ред.).

Что касается того, как появилась книга, то это не потому что я сильно мучился и решил устроить себе этакий сеанс психоанализа. Все гораздо проще. Каждому молодому человеку хочется завоевать уважение окружающих, в первую очередь, своих родителей. Так же и я, когда мне было лет 13, искал способ завоевать уважение Ролана Антоновича. И вот как-то по заданию в школе я написал сочинение «Один день нашей Родины». Поскольку я не включал свой мозг и пытался писать то, что от меня ожидали, то получилось что-то в духе «весь наш народ в едином порыве кует наше светлое будущее». Когда Ролан Антонович прочел это, он сказал: «Либо ты идиот, либо жертва общеобразовательной системы. Я хочу понять, что из этого». Он дал мне сувенир – черепашку из ракушек – и попросил написать про нее что угодно. Я написал какой-то фельетон, который ничего из себя не представлял, но Ролан Анатольевич оказался так счастлив, что я не идиот, что захвалил меня. И я понял: вот способ завоевать уважение – что-то написать! Я стал писать рассказы о своей жизни у бабушки, чтобы и дальше продолжать спокойно бездельничать. Потом по реакции знакомых, которым читали эти рассказы, я понял, что из них можно сделать что-то стоящее. Но я совершенно не знал, как писать большое произведение. И только после завершения сценарного факультета во ВГИКЕ я понял, что в силах написать полноценную книгу.

- Каким вы видите статус писателя в современном мире?

- Ну вот во Франции, например, писатель – это фигура покруче бизнесмена. Там часто проходят литературные фестивали, на которые приезжают различные писатели. Так вот, посетить такое мероприятие считается очень престижно!  В России же, если ты говоришь, что ты писатель, то первый вопрос к тебе: «Ну что, продажи нормальные?». Если у писателя большие тиражи, значит, у него статус хороший, а если нет, то нет. Мне в этом плане повезло, у меня хорошие тиражи! Хотя я на самом деле не считаю себя писателем в полном смысле этого слова. Более того, как бы это кощунственно не прозвучало: мне не нравится это делать. Ужасно не люблю писать! Мне гораздо ближе кино, пусть это и, как говорят, мимолетное искусство. Но именно кино дает мне ощущение счастья и радости. Когда я пишу книгу, я совершенно этого не испытываю. В кино каждый день – это приключение. А когда я пишу, я вынужден каждый день пробивать стену текста.

- Как приучить ребенка читать?

- Очень просто. Сначала научить его читать. А потом не давать ему компьютер, айпад и айфон, а дать книгу. Естественно, если предложить ребенку на выбор почитать «Остров сокровищ» или поиграть в «Остров сокровищ», он никогда в жизни не выберет книгу. Другой вопрос, зачем приучать читать. Ну хотя бы, чтобы впоследствии человек мог грамотно писать, быстро читать, когда это необходимо, и найти в более серьезной литературе ответы на вопросы, которые задает себе абсолютно любой человек: как мне понять свое место в жизни? Как мне строить отношения с друзьями и противоположным полом? Есть ли бог и что делать с религией? Как мне относиться к властям? Как мне относиться к смерти? Как мне относиться к тому, что меня предали? А могу ли я это сделать сам?.. И если человек для себя не найдет на эти вопросы ответов, то он будет социально неадаптированным Маугли.

- Сейчас мало фильмов социально-драматического характера, в основном идет ставка на развлечение. Как вы относитесь к современному кинематографу?

- Абсолютно любая вещь может быть расценена как продукт для потребления. Для чего человек идет в кино? В первую очередь, развлечься. Ведь это самое дешевое, самое простое, самое доступное и самое короткое развлечение. Большинство людей занимается рутинной работой. Вот представьте, допустим, кассира в супермаркете, который изо дня в день пробивает на кассе товары. Если у него не будет возможности хотя бы раз в неделю вырваться куда-то, то человек попросту сойдет с ума. И вот эту функцию – ненадолго вырвать человека из его повседневной жизни – кино выполняет лучше всего. Что в основном хочет зритель? Он хочет получить положительные эмоции. И он совершенно не хочет, чтобы его погружали в какие-то социальные проблемы, тыкали лицом в социальные язвы. Поэтому фильмы социально-драматического характера снимают, но показывают в основном на фестивалях, потому что массовый прокат этих фильмов получится никакой. Основную массу людей вы не заставите смотреть это кино. Конечно, за некоторым исключением.

- Как вы можете оценить современную российскую культуру?

- Я считаю, что мы теряем свою самостоятельность. Вернее, уже потеряли. Почему, такая ситуация, понятно. Вот давайте абстрагируемся от политики, экономики и т.д. Представьте двух парней. Один из них занимается спортом, учится, много читает, знает два языка. Другой из них в это же время таскает у родителей вещи, продает их, на эти деньги кутит, употребляет наркотики, водится с плохой компанией. Проходит восемь лет. Как думаете, у какого парня больше шансов на нормальное место в жизни? А как думаете, последние двадцать лет мы были первым или вторым парнем?..  

Беседа, однако же, закончилась на оптимистичной ноте. При всей нелюбви к писательству, Павел Санаев все же обещал закончить вторую часть романа «Хроники раздолбая». Признался, что даже взялся за сценарий для некоего сериала, чтобы затем иметь возможность поработать над ожидаемыми поклонниками «Хрониками». И, несмотря на плотный график, не позволяющий пообщаться с читателями дольше, раздал автографы абсолютно всем желающим. 

Выразить свое отношение: