Спасти лошадь

Жители станицы Азовской Краснодарского края Игорь и Галина Чередий создали приют для лошадей. И за 6 лет избавили от неминуемой гибели - на бойне или от рук глупых хозяев - более 70 животных.

Мясникам отказываем сразу

Когда Игорю Чередию было три года, он привёл домой лошадь. Чужую, незнакомую. Непонятно, откуда она взялась и как ребёнок смог уговорить недоверчивое животное пойти с ним, да ещё подняться на второй этаж. После этого случая все прочили парню карьеру наездника. Когда кони понимают кого-то с полуслова - это редкий дар...

Игорь вырос и стал охранником. Однако зарыть свой талант в землю ему не дали. Шесть лет назад семейству Чередий подарили лошадь. Животное было злобное, агрессивное, чуть что, кусалось, било копытами, никто не мог с ним справиться. На «бандитке» уже поставили крест и хотели отправить на бойню, но вспомнили, что Игорь с лошадями на ты. И он всего за неделю «объездил» коняшку. Так было положено начало азовскому лошадиному приюту.

Правда, официально он не зарегистрирован. Но если на бойни станиц Северской или Ильской привозят лошадей с перспективой превратить их в конскую колбасу, работники уже знают, куда звонить. Игорь и его жена Галина приезжают и забирают больных, замученных доходяг, дома лечат, откармливают, а затем передают в добрые руки. Хозяев для своих питомцев находят через средства массовой информации, интернет, знакомых.

- Это очень непростой процесс, - рассказывает Игорь. - Иногда мне говорят в трубку: «А сколько в вашей лошади живого веса?» И я понимаю: звонит мясник. Этому сразу: до свидания. А иной интересуется: «Ваши лошади молоды, выносливы?» И тут всё ясно: «прокатчик» (покупающий лошадей на сезон и катающий отдыхающих на курортах за деньги. - Прим. авт.). Таким тоже говорю нет.

И всё-таки добрые руки находятся. Кто-то берёт лошадь, как помощницу по хозяйству, кто-то для ребёнка, а кто-то просто так. Галя рассказывает, что у её знакомых в качестве домашних животных живут пять лошадей.

- Знаете, как страшно видеть на бойне худых, больных лошадей, кожа да кости, рана на ране, - говорит Галя Чередий. - Ты их спасаешь, выхаживаешь, потом пристраиваешь. Честное слово, ради этого стоит жить!

Хорошее отношение к лошадям

Почему Игорь не жалует «прокатчиков»? Потому что большинство из них не жалеет животных. За лето превращают молодых здоровых лошадок в замученных кляч. Между тем, один из таких бизнесменов, работающих в Сочи, признался, что за сезон каждая кобыла приносит ему чистыми 2 миллиона рублей. Неужели же зарабатывающее для хозяина такие деньжищи существо не заслужило, чтобы о нём достойно заботились? Есть, впрочем, «прокатчики», которые лошадей эксплуатируют щадяще. Но финансовые интересы заставляют их, как и первых, по окончании сезона отправлять коней на смерть. Ведь зимой они прибыли не дают, корм же и кров им нужен. Намного выгоднее по весне закупить молодняк. Коммерция, однако…

Между тем, если лошадь правильно эксплуатировать, она может трудиться долгие годы. В приюте Чередий живёт Сирия, которой 23 года. Она десять лет катала на спине взрослых и детей, пока кто-то не решил, что Сирия уже старая. И отправили ветераншу проката на бойню - как отработанный материал.

- Бывают совсем дикие случаи, - вспоминает Игорь. - Как-то мне звонит работник Северской бойни, а у него голос дрожит. Оказывается, к ним пригнали 10 лошадей, все - жерёбые. До родов остался какой-то месяц. Разумеется, мы их спасли. Девятерых жеребят потом определили, а десятый пожелал остаться у нас. Выпрыгнул вместе с мамой из машины, которая должна была доставить их новому владельцу. Так вот, бывший хозяин кобыл, когда узнал, что они оказались в приюте, позвонил мне и посоветовал не колоть им антибиотики при лечении, так как это может повредить потомству. Ох, как я наорал на него! Представляете, убийца младенцев диктует мне, как выхаживать лошадей!

Неправильно живут?

Содержание лошадей - удовольствие недешёвое. Да и бесплатно с бойни животных никто не отдаст. Поэтому супруги Чередий заморенных лошадей покупают. Отдавая их, тоже берут деньги. За 6 лет только три питомца из 70 с лишним достались Игорю и Гале бесплатно.

Приличную сумму за лошадь могут выложить только мясники и «прокатчики». А те, кто берёт животное в дом в качестве помощника и друга, люди небогатые. Вот и продаёт им Игорь коней по той же цене, по которой взял. Кормить и лечить обитателей приюта супругам приходится за свой счёт. И всё бы ничего, если бы на том счету был, к примеру, миллион долларов. Но у азовских конелюбов карманы пусты. Всё богатство - небольшой домик да двое детей. Поэтому для них проблема, где взять средства на закупку, на содержание питомцев, - самая насущная. Супруги ведь даже спонсора не решаются поискать, потому что человек, вложившийся в приют, рано или поздно потребует дивиденды.

Как же они выкручиваются? Выращивают свиней. Иногда даже получается их выменять на лошадок. За деньги катают редких туристов: час-два в день коням не в тягость. Сейчас Игорь трудится в Краснодаре начальником охраны в солидной фирме с хорошей зарплатой. Иногда сочувствующие подкидывают энные суммы. Когда сюжет о приюте прокрутили на местном телевидении, сердобольные граждане стали посылать Игорю и Гале письма, в которые вкладывали купюры.

У односельчан супруги понимания не находят. По местным понятиям, владельцы приюта неправильно живут, чудят. Тратят на лошадей почти всё заработанное, не лишние, а необходимые для семьи деньги.

- Есть же люди, которые занимаются мотогонками, парашютным спортом, дайвингом, вбухивая в эти виды спорта весь заработок, - пожимает плечами Игорь. - А мы с Галей увлекаемся лошадьми, потому что очень любим этих прекрасных, добрых животных. Почему же всех это так раздражает!

Впрочем, мужу и жене Чередий некогда думать о недоброжелателях. Сейчас в приюте 11 лошадей, и всех надо пристроить.

Фото: Е. Николаева

Выразить свое отношение: 
Теги: общество
Рубрика: Сельское хозяйство
Газета: Газета Крестьянин