«Боярышник» и другие

Спиртное – это социальные сети для тех, у кого нет ни смартфона, ни компьютера

В России пьют. Если и не все, то очень многие. Пьют в основном крепкий и очень крепкий алкоголь. Хмельной дурман хотя бы на время дарит ощущение расслаб­ленности, избавляет от забот, которые неминуемо снова обрушатся на трезвую голову. Так зачем трезветь? Алкоголь – это социальный лифт, идущий вниз. Зато какая в нём падает интересная компания… 

Трагедия, произошедшая в Иркутске перед Новым годом, как говорит всезнаю­щая Википедия, это самое массовое отравление на постсоветском пространстве за всю постсоветскую историю: 123 пострадавших, почти 80 погибших из-за концентрата для принятия ванн «Боярышник». Самое массовое, хотя далеко не единственное. Виноват метиловый спирт, который по ошибке добавили в лосьон «для принятия ванн» вместо привычного для местного населения этилового спирта. 

Почему я говорю о преступной ошибке? Производителям и продавцам подобных суррогатов невыгодно навсегда терять своих клиентов. А метиловый спирт – один из сильнейших ядов. Чтобы умереть или, по крайней мере, ослепнуть, достаточно принять 50-70 мл метанола. И самое коварное его свойство – метиловый спирт на цвет, запах и вкус идентичен этиловому, так называемому «пищевому спирту», из которого делают водку и другие крепкие напитки. Когда выпивший метиловый спирт начинает ощущать разницу, зачастую спасти его не успевают. Потому что под рукой не оказывается единственного антидота метанола – обычной водки, то есть разведённого этилового спирта.

Если б была водка, зачем бы пили суррогат? 

После трагедии в Иркутске уже «приняли меры». На месяц, до конца января, запретили продажу «непищевой спиртосодержащей продукции». В том числе столь популярные «фанфурики» с медицинскими настойками. (Того же боярышника, пиона, валерианы.) Зато разрешена продажа спиртовых стеклоомывателей и дешёвой спиртовой парфюмерии.

Неужели непонятно, что это стократ опаснее для здоровья, чем медицинские настойки? А обещанное введение акцизов на продающиеся в аптеках настойки повысит их стоимость в два-три раза. Плюс угроза выдавать их только по рецепту врача… 

К чему это всё приведёт? Уж точно не к сокращению потреб­ления алкоголя. Если у малообеспеченных выпивох не будет денег и/или возможностей купить относительно безопасные медицинские настойки, они перейдут на «разрешённые» стеклоочистители, одеколоны и… спиртосодержащие лосьоны для принятия ванн. Или просто контрафактный самогон и бормотуху. Люди в Иркутске отравились как раз контрафактной, нелегальной продукцией. Если будет выгодно – её будут продавать, несмотря ни на какие запреты и акцизы. Просто смертей от отравлений станет гораздо больше. 

Не думайте, что если вы категорический противник «фанфуриков» и покупаете алкоголь только в магазинах, то застрахованы от отравления.

Метиловым спиртом травились в нашей, и не только нашей стране, и раньше. В том числе в составе рома Bacardi, коньяка Hennessy, виски Jack Daniels (само собой, поддельных). Элитный контрафакт стоит гораздо дороже концентрата для принятия ванн, поэтому число погибших было гораздо меньше. Но всё равно в год от подобных отравлений умирает 14-15 тысяч россиян. В том числе весьма состоятельных. От подделок не спасает и хвалёная ЕГАИС (Единая государственная автоматизированная система). Подпольщики массово скупают использованные бутылки с настоящими акцизными марками, заливают туда своё пойло и закрывают копеечным колпачком – при этом акциз будет считываться правильно, и ЕГАИС покажет, что бутылка в легальном обороте. На сайте объявлений Avito.ru цены на пустые бутылки из-под алкоголя начинаются с 
50 рублей и доходят до 3 000 за дорогие экземпляры с подарочными коробками. 

Нарваться на подделку, по большому счёту, можно где угодно: в магазине, в баре, в ресторане, получить в качестве благодарности, что актуально для тех же врачей. (Поэтому от подобных «даров» я либо отказываюсь, либо сразу передариваю тем, кто ничего не боится.) 

Как отличить ядовитый метиловый спирт от «пищевого» этилового? Честно говоря, не знаю. На запах и вкус они абсолютно идентичны. И первые симптомы после приёма метанола очень похожи на банальное опьянение. В лёгких случаях быстро появляется сильная головная боль, общая слабость, озноб, тошнота, рвота. Самые характерные признаки отравления метиловым спиртом – двоение в глазах даже после небольшой дозы и слепота после половины рюмки (от 50 до 70 мл). Но остаться слепым в «контрольном эксперименте» со своим здоровьем обидно и глупо. 

В интернете приводятся самые разные способы, как различить этиловый спирт и метиловый. Большей частью это ерунда. Метанол определяют только в специальных лабораториях. К тому же в бутылке вполне может оказаться гремучая смесь этилового и метилового спиртов. Тогда выявить случай отравления будет ещё сложнее. Так что единственный способ гарантированно избежать отравления метиловым (как и этиловым) спиртом – это вообще не пить алкоголь. Ни в каком виде. 

Относительно низок риск отравления при употреблении пива. Ведь туда, как правило, не добавляют алкоголь. Чем выше градус, тем выше риск отравления. Неплохой способ избежать попадания метанола – самому гнать самогон, полностью контролируя весь процесс, от исходного сырья до употреб­ления «готового продукта». Однако при этом есть риск просто спиться либо взорвать дом при нарушении технологии.

Я уже говорил, что единственным противоядием при отравлении метанолом является этиловый спирт в 40% разведении. То есть элементарная водка. Хорошая. Так пишут даже в руководствах по неотложной помощи. Но при недостаточно точном диагнозе за отравление метиловым спиртом можно принять «простую» алкогольную интоксикацию, отравление дихлорэтаном или четырёххлористым углеродом. Во всех этих случаях введение дополнительного количества этилового спирта крайне опасно. Так что оставьте водку как противоядие врачам.

Как распознать отравление? (Не обязательно спиртами.) Если человек плохо себя чувствует без каких-либо очевидных причин, странно себя ведёт или найден рядом с возможным источником отравляющего вещества, нужно сразу, срочно вызвать «скорую помощь». Отравление может сопровождаться лихорадкой, ознобом, потерей аппетита, головной болью, раздражительностью, слабостью, сонливостью, головокружением. Дополнительные симптомы – появилась боль при глотании, повышенное слюноотделение, боли в животе, рвота, понос, тошнота. А также ожоги, оцепенение, судороги, потеря сознания, двоение в глазах, затуманенное зрение, судорожные припадки.

До приезда «скорой» нужно сделать следующее:

– прочитайте, что написано на упаковке вещества, которым, возможно, отравился человек;

– уточните возраст больного, симптомы отравления и время, когда это произошло.

Когда вызываете «скорую помощь», спросите по телефону, как вам помочь пострадавшему. Не вызывайте рвоту без указания на то врача. При отравлении кислотами и щелочами от рвоты будет только хуже. В большинстве случаев больному можно дать только воду. Если человека после этого всё-таки вырвало, упакуйте часть рвотной массы для анализов.

На всякий случай напомню: если есть подозрение на отравление газом (бытовым), надо сразу проветрить помещение и перенести пострадавшего в другое помещение либо на свежий воздух. Перекройте вентиль газовой трубы. Не зажигайте спичек и зажигалок, газ может взорваться. Проверьте дыхание и пульс пострадавшего. Если он не дышит, а вы обладаете необходимыми навыками, сделайте ему искусственное дыхание. Если человек в сознании и дышит, накройте его одеялом и следите за его состоянием до прибытия «скорой помощи». 

И помните: отравление всегда проще предупредить, нежели потом лечить. 

Ваш доктор Сергей АФАНАСЬЕВ

Выразить свое отношение: 
Рубрика: Полезные советыЗдоровье
Газета: Газета Крестьянин