Год форели

Чёрная речка могла бы напоить целый город, но чиновники смотрят сквозь пальцы, как она зарастает грязью

Мы уже писали об этой истории – см. публикации «Кто мутит воду в Чёрной речке?» и «Грязное дело на чистой речке» (№№ 41 и 47, 2020 г.). В мае прошлого года предприниматель из кубанской станицы Чернореченской Карен Асланян перегородил плотиной речку Чёрную, чтобы устроить пруды для разведения форели. С этого момента чистейшая родниковая вода, которую привыкли пить станичники, ниже плотины покрылась островками грязной пены, стала мутной и приобрела запах рыбьего корма.

Прокурорские проверки показали, что ИП КФХ Асланян Е.Н. (формальный владелец хозяйства — Елена Николаевна, жена Карена Асланяна) использует прибрежные земли совершенно незаконно: для ведения личного подсобного хозяйства Асланянам отдали земельные участки, входящие в водоохранную зону реки Чёрной.   

«Вода должна быть чистой»

Эту разумную мысль вынес в заголовок своей заметки в лабинской «Провинциальной газете» межрайонный прокурор А.В. Кукин. И сообщил далее, что «благодаря прокурорскому вмешательству принимаются меры по организации водоснабжения на территории Ахметовского сельского поселения».

Прокурора обеспокоило, что на территории ст. Чернореченской, которая входит в упомянутое поселение, местные жители используют воду «из индивидуальных шахтных или трубчатых колодцев». Её безопасность никто не проверял — мало ли что там может быть. Поэтому «решением Лабинского районного суда на администрацию Ахметовского сельского поселения Лабинского района возложена обязанность по организации водоснабжения».  Заметим, что суд признал противоправным бездействие упомянутой администрации «по несоблюдению требований санитарных правил и норм».  

Всей душой поддерживая это решение, мы всё же слегка удивились: ведь как объясняли нам сами чернореченцы, кто живёт на берегу Чёрной речки, всю жизнь пьёт воду из неё. Проверить эту воду в лаборатории, конечно, не мешало бы, но до эпопеи с форелевыми прудами много поколений пили и не жаловались. Выше асланяновских прудов она и сейчас чистая и прозрачная, как настаивает межрайонный прокурор. Почему же суд требует «альтернативного способа обеспечения водоснабжения в вышеуказанной станице, как, например, строительство общест-венного колодца»? А Чёрная речка – чем плохая альтернатива? Если, конечно, выгнать нарушителей и сделать воду снова чистой и прозрачной. 

С признаками капитальности

Впрочем, ещё до публикации в лабинской газете межрайонная прокуратура в ответ на наш запрос сообщила, что «приняты соответствующие меры реагирования, в том числе о привлечении винов-
ных лиц к административной ответственности». А какие именно меры? И кого и как наказали? Об этом мы спросили в администрации Лабинского района Краснодарского края. 

Ответ за подписью замглавы 

Г.С. Попова получили нескоро, но всё же получили:

«23 июля 2020 года управлением имущест-венных отношений администрации муниципального образования Лабинский район осуществлён плановый осмотр с целью обследования земельных участков, используемых Асланян Е.Н., по результатам которого установлено, что на земельном участке с кадастровым номером 23:18:1404004:39 имеются объекты недвижимости с признаками капитальности без разрешительных документов. На смежном земельном участке, государственная собственность которого не разграничена, размещено большое количество техники, в основном в неисправном состоянии…» И да, «часть указанного земельного участка расположена на землях водного фонда», что, естественно, недопустимо. 

Вероятно, Асланян Е.Н. понесла самое строгое наказание за то, что учинила капитальный самозастрой в двух шагах от чистой речки, да ещё захламила берег металлоломом? Да – целых три раза: одно предупреждение и два штрафа от разных ведомств: 30 тысяч и 100 тысяч. По нынешним кубанским ценам – примерно 260 кг форели: по 29 кг на каждый из девяти незаконных форелевых прудов. Думаем, не разорилась семья Асланянов. 

Также из письма Г.С. Попова мы узнали, что решению Лабинского районного суда о признании реестровой ошибкой границ другого асланяновского участка – № 23:18:1404011:27 – на днях исполнился год. И администрация твёрдо обещает до 1 апреля 2021 года получить сведения о новом расположении участка и отправить их в Росреестр «с целью устранения реестровой ошибки». А ещё 6 октября 2020 года администрация района направила в Арбитражный суд Краснодарского края исковое заявление о сносе самовольных построек. И суд должен был состояться ещё 12 января. 

Иск туда – иск сюда

Поскольку письмо из лабинской администрации сильно запоздало, мы попросили начальника управления имущественных отношений Лабинского района Алексея Падалко рассказать: свершилось ли правосудие? 
Как сообщил нам Алексей Сергеевич, оно вроде бы потихоньку свершается, но не совсем так, как мы ожидали. Так, судебное заседание, посвящённое сносу самозастроя, не состоялось: ни сама Асланян, ни представители Лабинской районной администрации в суд не явились. Поэтому заседание перенесли на начало марта, а о дальнейших событиях ничего неизвестно: в базе судебных решений о деле А32-44082/2020 мы не нашли никаких сведений. 

Что же касается разборок с участком 23:18:1404004:39 (тот самый, залезший на земли водного фонда), то здесь тоже процесс притормозили, поскольку Елена Асланян в свою очередь подала исковое заявление сразу к двум инстанциям: управлению имущественных отношений Лабинского района и управлению Росреестра по Краснодарскому краю. Причём просьба у неё та же, что и у инстанций: изъять неверные сведения из ЕГРН и тем самым исправить реестровую ошибку. Теперь рассмотрят сначала тот иск, где Елена Николаевна – истец, а потом уже всё остальное. Судья Лабинского районного суда 
В.Н. Горлова сообщает, что так положено по п. 4 ст. 215 ГПК РФ. Она судья, ей, конечно, видней. Но конца-края всей этой волоките не видно.  

Можно питать город

А о том, что происходит (а точнее – не происходит) в станице Чернореченской, мы по-прежнему узнаём от наших друзей – лабинского видеоблогера Алексея Гурского и депутата Совета Ахметовского сельского поселения Николай Матяша (мы уже не раз писали о его самоотверженной борьбе за чистоту Чёрной речки).

Мы приезжали в Чернореченскую прошлым летом. Потом на прошлых роликах Гурского видели хмурую осеннюю и зимнюю реку. А тут уже и солнышко выглянуло – весна скоро. Однако, как любили говорить советские теледикторы, «светит солнце, но нерадостно на душе у простых американцев». То есть чернореченцев.  

По словам Николая Ивановича, на все свои обращения он получает одни отписки. И никаких изменений не происходит:

– Допущена кадастровая ошибка. Но позвольте, за ошибки, наверное, нужно расплачиваться, – недоумевает депутат. – Наши родники обозначили «обводнёнными карьерами». Это что, кадастровый инженер-землеустроитель такое мог сказать? Он что, не был здесь, на месте? А эта речка даёт 2500 кубов воды в час. То есть 60 тысяч кубов в сутки – можно питать город с населением 150 тысяч человек. 
Николай Матяш по образованию – горный инженер, да ещё военно-морское инженерное училище за плечами. Так что он разбирается в том, о чём говорит.

– Но пока что наша речка не востребована, – продолжает Николай Иванович. – Точнее, востребована только нашим предпринимателем, который разводит рыбу, – а люди пьют грязную воду. Но ведь можно было это рыбное хозяйство устроить ниже станицы по течению – и никто бы не возражал. 

***
Который раз с этим сталкиваемся, а всё не перестаём удивляться: как быстро совершаются разрушительные действия и как медленно расхлёбываются их последствия. Чернореченцы ахнуть не успели: раз — на реке плотина, два — на берегу забор, за которым плещется форель, три — вода в реке грязная, а охранники гоняют людей с «частной территории». А вот чтобы убрать всё это беззаконие, нужны суды, тонны бумаг и много-много месяцев.
Если так пойдёт и дальше, то через пару месяцев чернореченцы отметят первую годовщину строительства плотины и загрязнения реки. Они даже помнят число, когда началась эта эпопея: 22 мая 2020 года. 
Можно вписать эту дату в местный календарь. И назвать – День форели.   

Анна КОЛОБОВА
Фото Алексея ГУРСКОГО

Выразить свое отношение: 
Рубрика: ЭкономикаМестное самоуправление
Газета: Газета Крестьянин