(Не)лишние деньги: почему профицит бюджета в пандемию – это нехорошо

Всего ожидал Минфин, но только не этого. Когда финансисты страны окончательно подсчитали все доходы за 2021 год, эксперты ахнули от удивления. Вместо небольшого запланированного профицита бюджета получилось… +514,76 млрд рублей.

Экономисты ВШЭ на прошлой неделе опубликовали отчёт о причинах этого явления, назвав его «фискальным чудом». Хотя, учитывая продолжающуюся пандемийную ситуацию и сокращение доходов населения, радоваться тут особо нечему.

Ведь это человек может быть счастлив, что он потратил меньше, чем заработал, и удалось отложить деньги на чёрный день. Страна «работает» по-другому.

Профицит бюджета – это признак, что деньги растениеводов остались у государства. Лишь малая доля от выплаченных пошлин вернулась в виде субсидий, за которыми некоторым и побегать пришлось. А удобрения подорожали, ГСМ выросли. В итоге в хозяйстве наблюдается нехватка оборотных средств. Руководство вынуждено сокращать затраты, жертвуя урожайностью и заведомо планируя убыток по отдельным культурам на 2022 год…

А ещё профицит в 514 млрд – это признак, что в экономике стране не хватает свободных денег. Что лежат они в «кубышке» в виде доходов, а могли бы приносить пользу. Что власть могла бы больше вкладывать денег в социальную сферу. 
Почему возник профицит бюджета в 2021 году? Благодаря росту цен на нефть и газ, из-за инфляции, экспортных пошлин. Эту совокупность причин можно было предсказать ещё в середине 2021 года. И потратить деньги на нужные дела. 

О том, что будет излишек в бюджете (правда, не такой грандиозный), говорили ещё в мае-июне 2021 года. Почему бы не пересмотреть расходы второго полугодия и не потратить хотя бы часть средств на развитие инфраструктуры, строительство дорог? Ведь вложение в социальную сферу увеличивает совокупный спрос и улучшает развитие экономики, снижает инфляционные риски. Есть же классический пример США, когда во время Великой депрессии в стране строили дороги, мосты.

Но в России, как признают сами представители власти, эффективно вкладываться в инфраструктуру не получается. На прошедшей пресс-конференции Василий Голубев объяснил феномен плохих дорог нерасторопными чиновниками: на дороги было выделено 6,6 млрд рублей. До 20% выделенных денег не освоили примерно 10 территорий Ростовской области.

Неумение потратить на благо жителей государственные деньги – проблема национального масштаба. Например, в августе 2021 года более 300 миллиардов, которые должны были быть потрачены на реализацию нацпроектов, были отправлены в резервный фонд правительства. Были серьёзные подозрения, что деньги не успеют освоить.

Видимо, государству проще копить деньги, чем налаживать систему управления бюджетом и обучать чиновников на местах эффективно тратить деньги.

Ведь это освоение денег на дорогу только на бумаге выглядит простым алгоритмом. На деле оказывается, что необходимо правильно разработать документы, вовремя запустить тендер. А если всё получилось, не факт, что предложение заинтересует подрядчика: не все компании хотят связываться с небольшими заказами за малые средства в дальних районах. 

Намного проще в России с освоением бюджета с помощью увеличения зарплат чиновников. Например, в пандемийном 2020 году средняя зарплата государственных служащих, работающих в правительстве Ростовской области, выросла на 4,5% и составила 60 228 рублей. В том году средняя зарплата в регионе была на уровне 35,5 тысячи рублей. У муниципальных чиновников зарплата ниже правительственных, но всё равно выше средней – 37,7 тысячи рублей.

К сожалению, Росстат выдаёт отчёты по доходам чиновников практически с годовым опозданием. Поэтому о том, на сколько себе позволят поднять зарплату служители власти после излишка в 514 млрд, мы узнаем только в начале 2024 года.

Чтобы с умом потратить деньги, нужно всего лишь две вещи. Вопреки догадке, на самом деле они звучат так: чётко обдуманная потребность и желание её удовлетворить. 

Екатерина ШАПОВАЛОВА ведущий редактор