50 тысяч за драндулет

Правительство в очередной раз пытается реанимировать автопром.

С нового года в России стартует государственная программа по утилизации старых автомобилей. За избавление от автохлама и покупку нового авто государство намерено выдавать по 50 тысяч рублей.

Подобные программы уже показали свою эффективность на Западе. В частности, в Германии рост продаж автомобилей вырос на 28%, а выделенные правительством 5 млрд евро разошлись за полгода. В США в программу было заложено 3 млрд долларов, и эти деньги тоже закончились. В России на эти цели планируют потратить 10 млрд рублей.

Стремления правительства понятны. Кабинет министров хочет простимулировать продажи и избавить страну от коптящих раритетов. Только получится ли? Программа льготного автокредитования, имевшая своей задачей также поддержать спрос, забуксовала на начальном этапе. Государственным субсидированием процентной ставки при покупке автомобиля воспользовались пара десятков тысяч человек. Если учесть, что за девять месяцев 2009 года в России было куплено более миллиона автомобилей, то эти цифры лежат в пределах статистической погрешности.

Новая программа также рискует стать припаркой мёртвому отечественному автопрому. Дело вот в чём. Владелец старенькой машинки сдаёт проржавевшего «коня» в утиль. За это получает 50 тысяч рублей в виде сертификата, который можно использовать при покупке нового автомобиля, произведённого в России. Всего Минпромторг РФ, разработавший программу, планирует избавить дороги страны от 199 тысяч колымаг. Для каждого из 19 регионов, участвующих в программе, будет установлена отдельная квота. Для справки: по данным агентства «Автостат», под действие утилизационной программы в России попадает 19,6 млн легковых автомобилей старше 10 лет, или 56,9% российского автопарка (34,4 млн машин).

Обязательное условие программы — авто старше 10 лет, последний хозяин владеет не менее года и машина должна быть в полной комплектации. Всё просто и понятно: машину сдал — деньги получил. Только вот куда сдать? В Москве и Санкт-Петербурге есть несколько площадок по утилизации авто, а вот в других городах найти шредерный завод по переработке автотранспортных средств очень сложно, а то и вовсе невозможно.

В отделение пропаганды управления Государственной инспекции безопасности дорожного движения ГУВД по Ростовской области сказали, что ГИБДД только снимает автомобили с учёта, а утилизация — это личное дело каждого автомобилиста. Закона об утилизации в России нет, поэтому что делать с ржавой посудиной - неизвестно. Говорят, что за Уралом, в Приморье машины просто оставляют на обочине трассы, и таких «старушек» там сотни, если не тысячи. Что делать жителю Ростовской области, если он хочет попасть под программу, пока не понятно: куда сдать авто, где получить сертификат — на этот вопрос не смогли ответить и в территориальном минпромторге.

В нашей стране нет инфраструктуры, позволяющей избавиться от драндулетов. Кроме того, старые «Жигули» и «Москвичи» вообще не рассчитаны на утилизацию (в таких машинах много вредных, неперерабатываемых материалов). Конечно, программа ещё не принята, и возможно, после одобрения кабмином в ней будут ответы на эти вопросы, но вот шредерные заводы в Ростовской области вряд ли успеют появиться за месяц.

И ещё одно. Программа по большей части рассчитана на старые российские автомобили. Ведь 10-годовалая иномарка на рынке стоит больше 50 тысяч рублей, а значит, её выгоднее продать, чем сдать в утиль. Владельцам музейных «Вазов», «Газов» и «Москвичей» в условиях экономического кризиса явно будет не по карману купить новый автомобиль, пусть даже и дешёвую «пятёрку». Вот и получается, что закон придумали, а с народом посоветоваться забыли.

Выразить свое отношение: 
Рубрика: Экономика
Газета: Газета Крестьянин