Тайны Донской земли

Гуляя по улицам старого  Ростова, можно любоваться архитектурой старых зданий. Даже за неухоженными порой фасадами видна их красота и индивидуальность. История смотрит на тебя окнами домов и не важно, что ты не разбираешься в стилях и не отличаешь модерн от классицизма, ты понимаешь и, сделав усилие, можешь представить, как жили наши предки.

Совсем  иначе обстоит  дело с нашими познаниями о том, что было на донской земле  тысячи лет назад. Чтобы заглянуть в наше прошлое, люди, чье призвание – археология, неделями и месяцами вручную готовы перебирать каждую горсть земли. А простому обывателю, чтобы соприкоснуться с тысячелетним прошлым, нужно либо пойти в музей и полюбоваться экспонатами, либо поехать на экскурсию, например, в музей под открытым небом Танаис. А можно прочитать специальную литературу – но сделает это далеко не каждый.

Именно  поэтому мне показалось интересным затронуть тему археологии, чтобы узнать: как обстоит дело с ней в нашей области? Много ли у нас археологических памятников, с какими проблемами приходится сталкиваться при их сохранении, какие уникальные находки были сделаны на территории нашего донского края? Ответы на эти и другие вопросы я узнала в ходе беседы с Михаилом Васильевичем Власкиным, заместителем директора государственного автономного учреждения культуры «Донское наследие». 

-Михаил  Васильевич, расскажите, пожалуйста, какова на сегодняшний день ситуация с археологическими памятниками на территории Ростовской области и с какими проблемами приходится сталкиваться?

IMG_3789.JPG-В настоящее время на государственной охране состоит около 8000 памятников археологии – это древние стоянки, поселения, городища, грунтовые и курганные некрополи. Это только те памятники археологии, на которые уже имеется вся необходимая документация, но значительное количество памятников археологии и по сей день скрыто от нас. Есть районы области, которые не обследовались совсем.

Большой проблемой, решение которой трудно найти, является то, что значительная часть памятников археологии находится на пахотных землях. Ежегодно при распашке полей наносится невосполнимый ущерб памятникам археологии. Закон предполагает, что есть возможность вывода из сельскохозяйственного оборота таких земель, но это больше возможно теоретически, ведь практически это равносильно выводу из оборота полностью двух-трех районов Ростовской области! Конечно, на такое никто не пойдет – это экономически невыгодно.

Еще одна проблема – естественное разрушение памятников археологии, которые сосредоточены по берегам рек, водохранилищ и других водоемов.  В 2008 году мы проводили обследование на территории Веселовского водохранилища. Есть целый ряд курганов, от некоторых из них осталась треть, от других -  половина, а остальное все ушло в обрыв в результате ветровой эрозии, подмыва. Колоссальное количество памятников таким образом разрушаются и уходят навсегда.

Еще немаловажный аспект – это проведение различного рода земляных  работ, связанных со строительством различных объектов. Любые земляные работы несут в себе угрозу разрушения памятника археологии, в случае если он расположен на территории планируемого строительства. По установившемуся порядку, граждане должны обращаться в министерство культуры для получения заключения о наличии или отсутствии памятника археологии на данном земельном участке. 

-Но, наверное, простой гражданин не имеет большой заинтересованности в том, чтобы проводить исследовательские работы, поскольку это лишние траты времени и денег. Он только заинтересован в том, чтобы построить то, что ему нужно на этом участке.

-Вы  правы. Для людей это действительно лишняя головная боль, траты денег и времени, поэтому, конечно, все стараются этого избежать. Очень мало таких сознательных граждан, которые пекутся об историко-культурном наследии России. Чисто по-человечески их можно понять. Но за этим стоит наша история, теряя памятники, мы теряем бесценную информацию…

В результате, конечно, вполне возможно разрушение памятника. Законом предусмотрены различные наказания за разрушения объекта культурного наследия. Это административная и уголовная ответственность. В УК РФ есть статья 243, которая предусматривает и уголовное наказание за разрушение памятников. В Ростовской области был один прецедент, когда эта статья применялась. Тогда было разрушено в значительной мере Елизаветовское городище в Азовском районе. Было возбуждено уголовное дело, и человек, по вине которого это произошло, был признан виновным, осужден и выплачивал штраф в течение года. Но, конечно же, та сумма, которую он выплатил, была несоизмерима с нанесенным ущербом. 

-Скажите, а существует ли проблема, связанная с финансированием, вниманием государства  к проблемам археологии?

-Такая проблема существует. Долгое время она была связана со статусом памятников археологии: региональные это объекты или федеральные – от категории историко-культурного значения зависели и источники финансирования. 

-Получается, пока решают, какой  статус – федеральный  или региональный, пытаются выделить деньги, памятники у нас  потихоньку уходят в  воду, разрушаются?

-Да, к сожалению, это так. 

-Скажите, а 8000 памятников археологии – это много  или мало? Насколько Ростовская область богаче памятникам археологии, если можно так выразиться, по сравнению с другими регионами?

-Ну, приблизительно такая же насыщенность существует в Краснодарском, Ставропольском краях, может быть и в Воронежской области. Правда, на сегодняшний день в этих регионах выявлено меньшее количество памятников. В общем-то, долгие годы Ростовская область являлась лидером в стране по количеству выявленных и поставленных на государственную охрану объектов. Думаю, мы сохранили это лидерство и сегодня. 

-А что бы Вы могли  рассказать о находках, сделанных в последнее  время, которые, по Вашему мнению, являются значимыми?

-Мне ближе говорить о тех находках, которые были сделаны специалистами-археологами  нашего учреждения. В 2008 году  был очень напряженный полевой сезон. Мы принимали участие в раскопках грунтового некрополя городища Танаис, как по федеральной, так и по областной программам. Исследован целый ряд курганных могильников.

В 2009 году мы также проводили исследования на ряде объектов, но уже не в таком объеме. Это объективно связано с пресловутым кризисом, который коснулся не только разных направлений экономики страны, но и нашей сферы. Замечательные раскопки были проведены на территории города Ростова-на-Дону, в Западном микрорайоне – это район оконечности улицы Доватора, где уже развернулось строительство крупного нового микрорайона – Левенцовского. Так получилось, что строительство магистрального водовода должно было проходить на территории древних курганов, и, чтобы сохранить памятник археологии, мы участвовали в раскопках четырех курганов могильника Западный-II. Наиболее интересные находки были сделаны в огромном кургане «Байков».

Было  раскопано 37 захоронений различных  эпох, несколько из них относятся  к эпохе ранней бронзы – это  погребения ямной культуры. Большая часть относится к захоронениям эпохи средней бронзы – катакомбная культура. Два погребения датировались ХVIII веком. Обнаруженное античное погребение и несколько других были разрушены в процессе создания кургана и в результате деятельности землеройных животных. Кроме того, были исследованы в насыпи кургана многочисленные каменные конструкции, связанные с античным периодом, часть из них датируется II в. н.э., а часть относится к более раннему времени, скифскому периоду – это 4 в. до н.э. К сожалению, не все конструкции сохранились в полной мере.  

-Какова  судьба этих участков? Еще будут проводиться  спасательные работы?

-Нет, что касается спасательных исследований, они полностью завершены.

Теперь  о наиболее интересных находках кургана Байков, который я упомянул. Они связаны в первую очередь с погребениями катакомбной культуры эпохи средней бронзы – первая половина 2 тыс. до н.э. (3,5-4,2 тысяч лет назад). Наиболее интересен пласт захоронений раннего катакомбного времени. Стенки входных колодцев трех катакомб были орнаментированы. Это очень редкий случай, когда в глине удается проследить такой орнамент. В общем-то, он используется не так часто, но еще реже сохраняется.

Кроме этого, в одном из погребений была найдена деревянная посуда – деревянное вытянутое прямоугольное блюдо на круглых ножках. На этом блюде были остатки жертвенной пищи и бронзовый нож, и сверху все это было прикрыто деревянным колесом. Это редкость, как правило, деревянные изделия сгнивают и до нас доходят в виде тлена. Также было обнаружено много бронзовых и серебряных украшений.  

-То  есть, можно сказать, что удивительное рядом – люди будут  жить в новых домах и не подозревать, что земля неподалеку хранит в себе такие свидетельства истории…

-Именно. Кстати, была идея сохранить этот курган и не копать его. Он должен был быть раскопан еще несколько лет назад,  когда планировалось расширение улицы Доватора. Но было принято решение все же провести такие работы, чтобы избежать его разрушения, потому что сложно очень сдержать напор строителей. 

-А что бы Вы могли посоветовать тем людям, которые хотят больше приобщиться к археологии? Где, кроме, так скажем, коридоров Вашего учреждения, где висят такие познавательные стенды, они могут увидеть последние находки, куда они могут пойти?

-Я, наверное, не в праве направлять их в музей, чтобы они ознакомились там со свежими находками, потому что большая часть этих находок хранится в фондах музеев и доступна в основном только специалистам. Не очень много у нас, к сожалению, и популярных изданий – это минус нам всем, археологам, потому что научные сборники еще как-то издаются, а популярные книги – редки и единичны. Это касается археологии нашей области, но и в целом по России, я думаю, есть такой пробел. Поэтому если есть желание непосредственно поучаствовать в раскопках, можно обратиться либо в нашу организацию, либо в организации наших коллег. Когда проводятся раскопки, мы привлекаем добровольцев, которые принимают свое посильное участие. Многие были очень довольны и продолжают из года в год участвовать в таких работах на протяжении всего полевого археологического сезона. 

-Если  позволите, напоследок я задам пару личных вопросов. Как бы Вы расставили приоритеты в своей жизни, что для Вас стоит на первом месте – семья, работа?

-Совсем недавно я тоже задавал себе такой вопрос… И, скажем, ранее я отвечал на него несколько иначе, чем думаю сейчас. Сейчас я в качестве такого приоритета ставлю семью на первое место, а затем – археологию.  Ранее два эти направления конкурировали в моей жизни. 

-Если бы у Вас была возможность заново начать какой-то участок своего жизненного пути, заново выбрать профессию, выбрали бы Вы с высоты своего жизненного опыта что-то другое вместо археологии?

-Нет, нет. Я отдался этой женщине, археологии, с самого начала своей жизни, и  никогда не жалел об этом. Конечно, жаль, что административная работа в значительной мере мешает научным изысканиям. Все-таки я большую часть своей жизни был археологом, но последние 15 лет занимаюсь охранной деятельностью. Возможность участвовать в раскопках выпадает очень редко. Вот этого не достает мне, возможности заниматься наукой. Она, конечно, прельщает меня больше.  

Беседу вела Гусейнова Наталья

Выразить свое отношение: 
Рубрика: Страницы истории