Хохлато-бородатые

Хуторянин выращивает необычных кур, которые пользуются большим спросом у любителей

О семье Рудешко мы уже рассказывали на страницах «Крестьянина». Несколько лет назад они переехали из Невинномысска в маленький хуторок Ураковский, где, по их мнению, гораздо легче прожить, чем в городе. Молодая семья живёт исключительно за счёт приусадебного хозяйства. Основной статьёй дохода стало разведение необычных кур.

Спасибо папе

Евгений Рудешко с гордостью показывает мне бегающих за загородкой огромных кур самого различного окраса: белых, рябых, чёрных. У всех на ногах космы, а на головах у одних хохолки, у других - бородки под клювом.

- Когда-то это были кохинхины, есть такая мясная порода кур, - поясняет Евгений. - Мой папа - страстный любитель этих птиц. Он их держал в Невинке в гаражном коо-перативе. Были у него кохинхины, брамы, русские хохлатые, орловские, фавероли. У папы не было времени серьёзно заниматься курами и блюсти чистоту пород. В конце концов всё перемешалось. Поя-вилось несколько курочек, похожих на кохинхинов, но с хохолками и бородками. Когда я переехал на хутор, то взял у него их на развод, и вот теперь стараюсь сохранить эту особенность.

Когда Евгений впервые привёз на рынок в Невинномысск хохлато-бородатых цыплят, торговцы породистыми кохинхинами и брамами посмеивались над ним:

- Чёрт знает чем торгуешь, парень. И не брама, и не кохинхин, не пойдёт такой товар.

Но товар со временем так пошёл, что за ним приезжают из дальних краёв, любители готовы платить за необычных цыплят по сто рублей за штуку и больше. Ураковские куры, как в шутку называет их Евгений, стали основной статьёй дохода многодетной семьи.

То голые, то рябые

Те две курочки, с которых пошло хохлато-бородатое потомство, ещё живы. Евгений отсадил их в маленький вольер, как говорит, отправил на почётную пенсию. Сейчас у него несколько десятков несушек, яйца от которых он закладывает в инкубаторы, чтобы вывелись те самые ураковские цыплята. Но не всё так просто.

- Я веду тщательный селекционный отбор, - поясняет Евгений. - Отбираю особей с наиболее выраженными признаками хохлатости и бородатости, чтобы они закрепились в следующих поколениях. Но далеко не все дети наследуют родительский облик. Иной раз 70 процентов цып­лят ураковские признаки имеют, а иной раз - только 50. Иногда типичные брамы получаются, иногда - кохинхины. А один раз какие-то голые цыплята вылупились. Папа сказал, что это проявились гены пуховых кур. Словом, можно ждать всяких сюрпризов. То от чёрных белые получатся, то и курочка и петушок белые, а дети рябые. Всё очень сложно, зато интересно.

Евгений принципиально не переводит своё хозяйство на промышленные рельсы. Считает, что в условиях скученности хорошую птицу не вырастить: приходится давать ей различные вакцины, антибиотики. Он придерживается принципа: лучше меньше, но качественней. Его птица, можно сказать, экологически чистая. Он не сильно горюет, если случается падёж, и не спешит в ветеринарную аптеку. Наиболее слабые погибнут, зато те, кто выживет, дадут очень крепкое потомство. У него однажды индюки чем-то заболели и все передохли. Остался в живых один чёрный неказистый. Потом такое здоровое потомство давал! Жив до сих пор, хотя по индюшачьим меркам ему давно пора бы скончаться. Такова сила естественного отбора! Евгений и инкубаторы завёл только пару лет назад. А до этого цыплят высиживали наседки. Ещё придумал в качестве наседок использовать индюшек. Под них можно много яиц подложить, и они очень ответственные мамы. За полгода каждая индюшка ему до 50 цыплят выводила, но сама изматывалась чуть ли не до смерти. С расширением производства инкубаторы всё же взяли верх.

А вот корма дорогие Евгений так и не признал. Во-первых, качество не устраивает. Возьмёшь один раз - хорошо, а в другой уже качество не то. Дурят крестьянина фирмачи. Во-вторых, он заметил, что на его кормах птица здоровее. А кормит Евгений её ячменём, кукурузой, пшеницей, перемолотыми на кухонном комбайне с добавлением молочной сыворотки. Вместо дорогих витаминов использует зелёный лучок, чеснок, крапиву с добавлением кефира. Такая смесь, кстати, прекрасный природный антибиотик.

Лучшая реклама - ручные курочки

Птицей в основном занимается Евгений. Помогает ему 12-летний сын Валера. Жена Надя управляется с коровой и воспитывает детишек. Их у Рудешко пятеро. Но Надежда вносит и свою лепту в птичий бизнес. Она ответственна за сайт, который завели в Интернете Рудешко. Благодаря ему у хуторян появилось много новых покупателей.

- Я понял, что реклама необходима, - рассказывает Евгений. - Мы сделали стенд с фотографиями нашей птицы, каждый раз вывожу его на рынок.

Но самая лучшая реклама - это две ручных курочки. Евгений каждый раз возит их на рынок. Они совершенно не боятся людей, даются в руки, разрешают гладить и щупать себя. А там есть на что посмот-реть. Весят курочки по четыре килограмма. Кстати, ураковские и несутся хорошо. Дают до 200 яиц в год, а чистопородные кохинхины - только 140-150.

Каждый месяц Евгений закладывает в инкубаторы до 500 яиц. Если цыплёнок стоит 100-150 руб­лей, то нетрудно прикинуть доходы хуторянина - до 50 тысяч рублей в месяц.

- Я ещё одну хату купил в хуторе, скоро полностью рассчитаюсь за неё. Вообще, думаю купить несколько. Дети подрастают, пусть у каждого своё жильё будет. Что им в городах делать? Можно и здесь достойно жить.

Выразить свое отношение: 
Рубрика: Животноводство
Газета: Газета Крестьянин