Минэкономразвития: «Лишние» деньги

Ошибки Минэкономразвития стоят нам миллиардов.

Счётная палата – парламентский орган финансового контроля – на днях поставила «неуд» Минис­терству экономического развития. За неверные прогнозы валового внутреннего продукта, инфляции, других показателей. Ошибки тянут на многие миллиарды рублей.

В аппарате министра Эльвиры Набиуллиной считают их технической погрешностью. Мол, всех нюансов не учтёшь, не предусмот­ришь. Заложили инфляцию, скажем, в десять процентов, а она вдруг выскочит за двенадцать или больше.

Лукавят аппаратчики. У таких ошибок иная подоплёка. И как следствие – необходимость пересматривать федеральный бюджет. Очередная корректировка его, как мы уже писали, состоялась незадолго до окончания весенней сессии парламента. Оказывается, изменились размеры плановых доходов казны. Они, сообщил вице-премьер правительства Алексей Кудрин, увеличились против ожидаемых на восемьсот с лишним миллиардов рублей. Расходы – на 325,5 миллиарда. Этому надо бы только радоваться. Но откуда взялись «лишние» деньги?

Минфин сэкономил их, недодав агропрому, на нужды здравоохранения, образования, культуры. Задним числом обещали тогда восполнить недостачу. «Упущенное время – это и упущенные возможности для вложения капитала. К тому же из-за этих поправок приходится пересматривать около трёхсот статей федерального бюджета», – посетовал тогда глава Счётной палаты Сергей Степашин.

Более категоричные суждения высказали депутаты Госдумы. Специалистов Минфина, Минэкономразвития обвиняли в недостаточной квалификации: «Они не только не в состоянии достоверно спрогнозировать бюджет, но и с элементарной бухгалтерией не всегда справляются». Характеристика резкая, но вряд ли исчерпывающая.

Вот уже многие годы на счетах того же Минфина регулярно оседают «лишние» деньги. («Подушка безопасности» – Резервный фонд – не в счёт). Ошибка «прогнозистов»? Нет, утверждают независимые эксперты. Занижая объём реальных доходов, правительство создаёт себе заначку. На затушёвывание собственных просчётов, на поощрение, прикармливание лояльных субъектов федерации.

– Чтобы развивать производство и тем самым наращивать капитал, нужны конкретные планы, программы, настойчивость в их реализации. Ничего этого, по сути, нет. Вот и идут на хитрости, – говорит заместитель председателя Комитета Госдумы по аграрным вопросам Анатолий Грешневиков. – Сокращение государственных расходов объясняют необходимостью борьбы с инфляцией. Хотя корни её в росте тарифов, цен на сырьё, энергоносители. Добиваться их снижения – значит испортить отношения с монополистами, чего правительству не хочется. Проще заморозить субсидии социальной сфере, селу.

До конца 2010 года Минэкономразвития, Минфин обещают очередные поправки в текущий бюджет страны. Одна из причин – разбушевавшаяся стихия. Ущерб только от пожаров тянет на восемь миллиардов рублей. Серьёзно пострадал аграрный сектор, которому обещаны помощь и поддержка. Но вот что любопытно. Сельхозпроизводство при всём при том упало на 5,9 процента. Выпуск же машин, оборудования, от засухи мало зависящий, – на пятнадцать с лишним процентов.

Экономический блок правительства это просмотрел, в своих прогнозах не отразил. Да что за беда. Пожурят в очередной раз – и только.

Выразить свое отношение: 
Рубрика: Экономика
Газета: Газета Крестьянин