Кролиководство в ЛПХ. Возвращение ушастых
На Кубани начала действовать программа поддержки кролиководства в ЛПХ.
Недавно в Успенском районе было создано общество кролиководов. Пришлось вспомнить забытый добрый опыт советских времён, когда в каждом районе существовали подобные общественные организации. Новое общество будет работать на тех же принципах, но государство берётся всерьёз помогать начинающим кролиководам.
«Военную пенсию не трогаем»
Среди тех, кто одним из первых вступил в общество, отставной офицер Юрий Барсуков.
– Я занимаюсь кроликами с 2007 года. Сначала купил двух беспородных крольчат, больше для души, чем для прибыли. А сегодня у меня около сотни племенных животных, которых я успешно продаю. Когда пришёл на учредительное собрание и семинар, поначалу зал был пустой. Думал, что это мало кому интересно будет, в районе не так много кролиководов. Но ошибся. Вскоре не осталось свободных мест. Это действительно стоящее дело, многие сельские жители могли бы за счёт кроликов улучшить своё материальное положение.
Юрий служил в Войсках гражданской обороны, ему пришлось участвовать в ликвидации последствий чернобыльской аварии, после чего стал инвалидом. Но, уволившись в запас, так и не дождался квартиры по сертификату. Семья решила вернуться на родину в Успенское. Там и построили собственный дом.
Задняя часть двора отведена для кроликов. Клетки Юрий конструировал и делал сам. Одна клетка разделена на несколько секций. Самцы содержатся отдельно от самочек, вместе их сводят только для зачатия потомства. Родильное отделение состоит из двух секций. В одном мама рожает крольчат и выкармливает их. Когда же детки подрастают, хозяин убирает перегородку, и родилка превращается в ясли, где под присмотром мамы можно и побегать.
Пол в клетках решётчатый. Это для того, чтобы отходы жизнедеятельности животных не скапливались, а происходило самоочищение. Нечто подобное я видел на мини-фермах известного кроликовода Михайлова.
– Я придерживаюсь традиционных подходов, о которых узнал из добротной старой литературы. На этой основе уже нарабатываю свой опыт, – говорит кроликовод.
Барсуков занимается чистопородным кролиководством. Отдаёт предпочтение новозеландской породе, европейской серебристой, держит также венских голубых кроликов, французских баранов, тоже голубых, немецких белых и чёрных баранов. Знаменитых бельгийских великанов – фландров Юрий не жалует. Во-первых, у них, несмотря на большие размеры, выход мяса всего лишь 50 процентов, остальное – кости и шкура. Куда выгоднее разводить новозеландцев, у них 60-65 процентов мяса, у баранов – 55. К тому же фландр настолько тяжёл, что ему нужны деревянные полы, на решётке он калечит ноги. Но справедливости ради надо сказать, что в каждой из современных пород есть кровь фландра.
Есть ещё у Барсукова и карликовые кролики-баранчики. Их покупают как домашних питомцев. Тоже хороший бизнес.
– Я оканчивал училище тыла. Нас хорошо учили экономике. И в моём хозяйстве всё просчитано чики-пуки. Чтобы получить 30-процентную рентабельность, крольчат в возрасте от одного до трёх месяцев нужно продавать по 500-800 рублей, четырёхмесячных – не дешевле 800 рублей, полугодовалых – от 1 500 и выше.
Супруга Татьяна во всём помогает мужу. В частности, делает прививки малышам. Ни одного кролика не продадут, если дважды не провакцинируют.
– Мы не можем подвести людей, продав им некондиционный товар, – говорит Татьяна, – у нас всё по-честному, по правилам. Ведём специальную книгу учёта, где записываем и родословную животных, и проведённые вакцинации. Консультируем потом своих покупателей.
– Миллионерами, правда, не стали, – смеётся Юрий, – но офицерскую пенсию не трогаем, собираем. А живём исключительно за счёт кроликов.
«Я – лучший ветеринар»
Так отрекомендовался другой кроликовод, житель станицы Убеженская Виктор Васильевич Гусев. По его словам, он много изучал болезни ушастых зверьков, знает, как лечить их.
Мы разговаривали с хозяином подворья на пронизывающем ветру. Но он не очень переживал за здоровье своих питомцев. Холод им не так страшен, как сквозняки. А вот жару кролики переносят плохо. Нужно, чтобы у них постоянно была в поилке вода, иначе наступит обезвоживание и зверьки получат тепловой удар. Главный враг кролика – комар. Он является переносчиком многих опаснейших инфекций. Борьба с комарами – залог здоровья ушастого населения. Виктор Васильевич считает, что второе вакцинирование животных делать не стоит. Если они уже инфицированы комарами, то мы ревакцинацией только ослабляем их иммунитет.
Гусев разводит кроликов тоже на племя. У него такие же породы, как и у Барсукова. Тот, кстати, часть поголовья покупал у Гусева, как у более опытного кроликовода. Виктор Васильевич занимается кроликами уже 14 лет.
Разводит он и фландров. Им он не только делает дощатый пол, но ещё и мягкую подстилку, чтоб свои лапки не травмировали.
Альтернатива свиноводству
Заместитель начальника районного управления сельского хозяйства Наталья Корох говорит, что на Кубани принята специальная программа поддержки кролиководства. В связи с эпидемиями африканской чумы свиней держать поросят на частных подворьях становится опасно. Людям нужно дать альтернативу. Кролики вполне способны заменить хрюшек в крестьянских дворах.
Из краевого бюджета будет дотироваться покупка племенного поголовья. 10 процентов от затрат получат владельцы ЛПХ, фермеры – 20. Уже налаживается поставка комбикормов для этих животных, материалов для строительства клеток. Есть договорённость с некоторыми мясокомбинатами о поставках диетического кроличьего мяса. По краю будут ездить передвижные убойные пункты, куда население сможет сдавать поголовье. Отлаживается и система заготовки шкурок. Их будут принимать в районе, а потом сдавать на Лабинский кожевенный комбинат.
В этом году в районе на личных подворьях содержится 2 300 кроликов. Это на 11 процентов больше, чем в прошлом. Лиха беда – начало!
Успенский р-н, Краснодарский край