Пирамида цифр с двойным дном

Сеанс внушения оптимизма успеха не имел.

Владимир Путин отчитался перед Государственной Думой. В четвёртый раз, но в первый – как избранный президент. Он подвёл черту под целой эпохой. Завершён постсоветский этап развития. Россия преодолела последствия мирового кризиса. Отныне ссылки на него, равно как и на тяжёлое наследие СССР, не будут считаться оправданием плохой работы.

Впрочем, начал свой доклад с перечня успехов. Конкретно – роста населения. Нас уже больше 143 миллионов. Доходы тоже увеличились. Правда, обеспеченные получают в шестнадцать раз больше малоимущих. Начиная с 2008 года средний размер трудовой пенсии вырос в 2,5 раза. Инфляция – всего шесть, госдолг – лишь десять процентов. Объём валового внутреннего продукта (ВВП) за прошлый год составил свыше 41 триллиона рублей. Третий в мире показатель после Китая и Индии. 

Введено более двух тысяч промышленных объектов. Запущен в серию пассажирский лайнер «Суперджет-100», идут испытания истребителя пятого поколения, сдан в эксплуатацию газопровод «Северный поток». По экспорту пшеницы мы вышли на второе место в мире, а сельхозпроизводство за прош­лый год увеличилось на 22 процента. О коррупции упомянул лишь однажды, заметив, что отчитываться о доходах-расходах должны и руководители крупных госкомпаний, вузов, медицинских центров, другие. 

Перечислил пять стратегических задач, которыми займётся на посту президента. Совершенствовать демократию, вкладывать средства в развитие регионов, создавать новые рабочие места и несырьевую экономику, укреплять позиции России в мире. Нормативы стоимости услуг ЖКХ – головную боль жильцов и отраду коммунальщиков – устанавливать на три года вперёд. 

С тем чтобы не было резких скачков цен. Бедным семьям, где трое детей и больше, выплачивать ежемесячно по семь тысяч рублей.

Полуторачасовой доклад аудиторию, однако, не усыпил.

– Цифры, которыми вы оперируете, в рот не положишь, детей ими не накормишь, – заметил либерал-демократ Ян Зелинский.

– Есть их, конечно, невозможно, – согласился высокий гость, – но они объективны.

Дискуссия на эту тему длилась около четырёх часов. Заранее было условлено: у каждой фракции – право на три вопроса докладчику. Ещё по одному добавил он сам. Итого – шестнадцать. Не в последнюю очередь спросили про ВТО. Мы вступаем в эту организацию с устаревшей материально-технической базой. Стратегическая ошибка, от которой прежде всего пострадает сельское хозяйство.

– Как раз наоборот, – возразил премьер. – Это мощный импульс для инновационного развития экономики. Конкуренция, открытость ей на пользу. Намечены меры поддержки товаропроизводителя. В автопроме, сельхозмашиностроении. Готовится программа развития АПК до 2020 года, которая будет адаптирована к режиму ВТО. Один из её пунктов предусматривает вовлечение в оборот не менее пяти миллионов гектаров пустующих земель. 

Сергей Кривоносов усомнился, хватит ли на всё ресурсов. «Мы исходим из консервативного сценария: стоимости нефти в семьдесят долларов за баррель. А пока цена её – свыше ста долларов», – был ответ. 

Пожалуй, впервые за политическую карьеру В. Путин позволил себе в дискуссии повышенный тон. Поводом стало состояние животноводства. «Что было раньше: яйцо или курица? Раньше было всё», – напомнил он известный анекдот. От себя добавил: «В СССР как раз ничего в магазинах и не было. Разве что посиневшие цыплята. «Крылья Советов» их называли».

Сравнение возмутило депутатов от КПРФ: «А мощный птицепром? А мясное скотоводство?» 

– Не было мясного скотоводства, – категорично возразил премьер. – Забивали на мясо коров, которые молока уже не давали. Голов много, мяса мало. «Длинная, зелёная, пахнет колбасой» – это про электрички, на которых жители окрестных городов ездили в Москву за мясопродуктами.

Теперь, продолжил он, мы вплотную занялись производством говядины. Строим крупный агрохолдинг. Общие инвестиции в него составят около тридцати миллиардов рублей. Работа большая, сложная, на восемь-десять лет. Выросло производство птицы, свинины. Годовое потребление мяса на душу населения – 72, а в СССР было 67 килограммов. Оппоненты сослались на официальную статистику. В 2011 году цифра эта составила по России 63 килограмма. В СССР даже в условиях тотального дефицита – 69 килограммов. 

Поступательное развитие страны тормозят некомпетентные, одиозные чиновники. Губят оборону, просвещение, медицину, другие отрасли. Сколько терпеть их руководителей, спрашивали Игорь Лебедев, другие. Правительство будет существенно обновлено, пообещал докладчик. Режиссёр Владимир Бортко замахнулся на полномочия президента. Ограничить их двумя сроками, исключив при этом слово «подряд», лишить права законодательной инициативы. Путин с первым согласился. Со вторым – нет. Что за президент без властных полномочий? О «фильтре» на выборах губернаторов предложил подумать вместе. Важно, чтобы во власть не просочились авантюристы.

Итоги дискуссии по традиции подвели руководители фракций. Геннадий Зюганов говорил о разрухе в экономике, стратегических отраслях, забвении властью социальной сферы. Соглашение с ВТО «абсолютно похабное», потери от вступления составят семь триллионов рублей и два миллиона рабочих мест. А попытка посадить на Волге, под Ульяновском, натовскую базу преступна. Единоросс Андрей Воробьёв обозвал его капризной тёщей. Сколько зять (читай: правительство) ни принесёт в дом, как ни старается для семьи, всё ей мало. Лидер «Справедливой России» Сергей Миронов жаловался гостю на предвзятость судов, попирающих избирательное право. Владимир Жириновский пытался всех примирить. Путин посоветовал коллегам учиться политической культуре.

Что же в сухом остатке? Вспоминаю его доклад здесь же год назад. Тогда в кулуарах один из депутатов мечтательно заметил: «Хотел бы я жить в стране, которую нарисовал нам премьер». Не пожалел он красок и сегодня, но сеанс внушения оптимизма опять не удался. 

Пирамида цифр, только и всего, заметили после заседания вице-спикер Госдумы Иван Мельников, другие депутаты. Нет улучшений в разы, даже на проценты. У многих показателей «двойное дно». Премьер докладывает: Резервный фонд в прошлом году вырос на 36 миллиардов долларов. А банковские чиновники сообщают: лишь за два минувших месяца из страны утекло 30 миллиардов долларов. Он говорит о росте рождаемости, но по данным Росстата смертность её превышает. Премьер обещает выполнить предвыборные обязательства при цене в семьдесят долларов за баррель нефти. Экономисты, в том числе его бывший соратник экс-глава Минфина Алексей Кудрин, предсказывают коллапс, если упадёт она ниже ста долларов.

Владимир Путин придёт к депутатам в мае, с новым кандидатом в премьеры. Порадует ли нас преемник конкретными делами или продолжит сеансы внушения оптимизма?



Александр ДЕМИДОВ

г. Москва
Выразить свое отношение: 
Рубрика: Политика
Газета: Газета Крестьянин