Высокодоходно, безотходно и…невыгодно! (11.05.2008)
Цены на пшеницу и подсолнечник пошли в гору. Это теперь прибыльное дело - выращивать пшеницу. Но есть культура, которая по прибыльности перекрывает пшеницу многократно.
Допустим, вы получили 50 центнеров пшеницы с гектара и продали ее по 20 тысяч за тонну(вариант на будущее), гектар даст вам доход 100 000 (минус затраты и налоги - прибыль считайте сами). А гектар столового винограда, который сейчас фермеры оптом продают приезжающим из северных областей покупателям в среднем по 40 000 за тонну, дает больше 600 000 рублей дохода! Закладка одного гектара требует, если по максимуму, 250 000 рублей, окупается виноградник на 4-м году. Просто удивительно, что фермеры, у которых земли немного, все еще делают ставку на подсолнечник и зерновые. О причинах, препятствующих развитию виноградарства на юге России, мы и говорим с Александром Николаевичем Майстренко.
- Александр Николаевич, сколько виноградарских хозяйств в Ростовской области?
- Серьезно занимающихся промышленным виноградарством и виноделием, имеющих рентабельное производство, всего три. Это ООО «Южно-Цимлянское» (Мартыновский и Цимлянский районы), ОАО «Янтарное» (Мартыновский район) и ООО«Ведерники» (Константиновский район) Есть еще десяток хозяйств, где культура винограда в настоящее время переживает далеко не лучшие времена. Радует тот факт, что постепенно набирает обороты фермерское виноградарство. В основном это мелкие крестьянско-фермерские хозяйства, имеющие 1-10 га виноградников, как правило, выращивающих столовые сорта винограда. Но это скорее любительское, чем промышленное виноградарство. Хотя и оно даетопределенный доход и даже иногда становится базой для любительской селекции. Эти люди обращаются к нам за советами, за посадочным материалом, делятся результатами своей работы - нередко очень впечатляющими. Словом, мы с ними дружим, поддерживаем связь и стараемся помочь всем, что в наших силах.
- А что же мешает человеку, увлеченному виноградарством, стать профессионалом? Тем более, что экономически это вроде бы выгодно - я имею в виду промышленное виноградарство и частное виноделие, как во всех нормальных странах.
- Если брать проблему в целом, на мой взгляд, мешает заинтересованность наших бизнесменов от виноделия в импортном виноматериале. Ведь то, что продается в наших магазинах часто под разными отечественными марками, изготовлено из винограда, выросшего во Франции, Италии, Испании, Германии, Латинской Америке… Отечественных виноматериалов в «отечественных» винах, как правило, процентов 10-15. В мире перепроизводство винограда и вин. Достаточно сказать, что дешевые вина иногда перерабатываются на биотопливо.
И зарубежные производители винограда и вина сильно заинтересованы в российском рынке. Им платят неплохие компенсации за уничтожение виноградников (в Испании, например, $7000 за гектар), и они по демпинговым ценам сбрасывают и посадочный материал, и готовую продукцию.
- В рознице ее дешевой не назовешь. Хотя виноград, конечно, красивый.
- В том-то и дело, что оптовики имеют с этого баснословный барыш. Но для того, чтобы свежий виноград выдержал продолжительное хранение, транспортировку, сроки реализации, он, еще будучи на кусте, затем при сборе и расфасовке неоднократно подвергается обработкам специальными химическими составами, далеко небезвредными для человека. Когда он доходит до наших прилавков, там уже вся таблица Менделеева. А мы покупаем его для больных и детей. И потом удивляемся, что каждый второй ребенок страдает аллергией.
- Так что же нашим виноградарям мешает отвоевать свой рынок более качественным и экологически чистым отечественным продуктом?
- В нашей стране нет закона о вине и винограде - хотя в любой стране, где растет виноград и производится вино, такой закон есть. Мы уже несколько раз подавали в Госдуму проекты закона, но даже после того, как их почти до неузнаваемости редактировали некоторые заинтересованные лица, они не проходили - даже не рассматривались. Так где-то в думских кабинетах и пылятся, или под сукном, или вовсе в корзине. А без этого закона крестьянин, мелкий производитель, занимающийся этой древнейшей отраслью сельского хозяйства, практически бесправен: лицензия на производство вина стоит огромных денег и доступна только очень крупному производителю. Тогда как в цивилизованных странах она по карману практически любому фермеру, имеющему хотя бы гектар виноградника и желающему производить собственное вино. Не защищен и рынок столового винограда, то, что продают наши отечественные производители, - жалкие крохи по сравнению с импортом.
- Но если невозможно продать, то невыгодно и производить?
- Продать как раз возможно. В тех объемах, в которых виноград выращивается сейчас, - что там продавать… Изсеверных областей приезжают покупатели на фурах, прямо в хозяйстве грузятся и уже в Воронеже могут перепродать виноград дороже на 20-30 рублей за килограмм. Но нужно еще учесть, что виноград - это практически безотходное производство, если как следует его развить. В дело идет не только ягода или сок, но и листья, семена, побеги, кожица, которая остается при отжиме, - все это используется в пищевой промышленности, фармакологии, парфюмерной промышленности, можно продавать черенки хороших сортов… Все это востребовано. Если обеспечить законодательную поддержку местному виноградарству и виноделию, эти отрасли выйдут из любительского состояния и займут достойное место в нашей экономике. С другой стороны, если Россия вступит в ВТО, мы рискуем потерять рынок если не навсегда, то на очень долгое время. ВТО - дело хорошее, но мы к нему не готовы. Некоторые регионы принимают местные законы, но без федерального они работают слабо.
- Вы говорили о помощи института любителям. Законы, будем надеяться, рано или поздно появятся, лицензии станут доступны. Будут ли готовы наши виноградари освоить отечественный рынок? Что предложат как альтернативу импорту?
- Развить любительское виноградарство до уровня промышленного производства - дело нескольких лет. Виноградари общаются не только с нами, но и между собой. В августе, например, мы будем проводить международную конференцию, выставку и дегустацию - каждый может поучаствовать, представить свою продукцию, посмотреть, чего добились другие, послушать ученых не только нашего института - мы приглашаем коллег из ближнего и дальнего зарубежья. Каждый такой обмен опытом очень полезен для всех, кто интересуется виноградом. Наш институт может предложить для виноградарского хозяйства не только консультации, но и готовый посадочный материал, наиболее подходящий для наших климатических условий. Направление нашей научной работы - раннеспелые сорта, которые успевают созреть уже к августу (потому, кстати, и семинар проводим в августе - чтобы продемонстрировать наши селекционные достижения), причем есть такие, которые не надо убирать единовременно, они могут ждать реализации на корню. Например столовый сорт нашей селекции Восторг: вызревает за 105-110 дней, отличные вкусовые качества, хорошая устойчивость к болезням, выдерживает 25-градусные морозы, урожай сохраняется на кустах весь сезон. Чем не сорт для промышленного выращивания в наших условиях?
- А стоит сколько?
- В зависимости от партии (чем крупнее заказ, тем дешевле), саженцы стоят от 15 до 100 рублей за штуку. Сотня - это уже штучный товар, коллекционные сорта. Цена зависит и от того, привитые саженцы или корнесобственные. Привитые - на филлоксероустойчивом подвое. Филлоксера - это корневая тля, злостный карантинный вредитель винограда. Но для того чтобы разбить виноградник, нужно еще посмотреть, подходят ли для него состав почвы, ландшафт и некоторые другие условия - это мы тоже помогаем определить хозяйству, решившему заняться виноградарством. Выполняем проектирование виноградников, в зависимости от экономических целей составляем перспективный сортимент винограда.
- Значит, посадочный материал у вас есть всегда?
- Обычно делается заказ за год-два, и мы подготавливаем его в нужном количестве и ассортименте. Естественно, мы гарантируем чистосортность и качество посадочного материала. Ну а любительские, небольшие партии саженцев можно приобрести и без предварительного заказа, если это не какой-нибудь очень редкий сорт.
- А у вас есть и очень редкие?
- В коллекции института 1200 сортов, так что есть и очень редкие. Но это для научной работы, а промышленноезначение имеют всего несколько десятков сортов и гибридов.
- Александр Николаевич, положа руку на сердце: местные сорта, особенно технические, все-таки сильно уступают известным импортным?
- Я бы не сказал, что уступают. Они просто другие. А есть и такие, которые похожи, как близнецы. Как-то приехали французы, пробуют наше вино из сорта Денисовский
и заявляют, что это их известный сорт Коломбар. Сорт, собственно, испанский, но во Франции распространен настолько, что они его своим считают. Пришлось долго доказывать, что Денисовский никакого отношения к их Коломбару не имеет, а вино по вкусовым качествам очень похоже. Из наших аборигенных донских сортов получаются вина очень высокого качества, которые свободно могут конкурировать с лучшими французскими и немецкими винами. Например, Цимлянский черный, Красностоп золотовский, Сибирьковый, Кумшацкий белый и красный, Косоротовский, Пухляковский и др. И они не обязаны быть похожими на французские или испанские по вкусу. Другое дело, что высококачественные вина очень дорого стоят и далеко не каждый рядовой потребитель их купит. Тем не менее, надо развивать мелкое производство качественных вин, по цене доступных потребителю. Но пока производить вино в малых количествах невыгодно - не окупятся затраты, значительную часть которых составляют стоимость лицензии, налоги, коммерческая раскрутка марки и прочие непроизводственные расходы. В России наиболее продаваемы вина среднего потребительского уровня, соответственно, и сорта винограда распространены те, из которых делают именно эти вина (Бианка, Первенец Магарача, Изабелла, Левокумский
и др). При всем, иногда скептическом отношении наука на месте не стоит. Хотя бы то, что некоторые наши сорта выдерживают уже 28-30 градусов мороза (Платовский, Станичный, Шатен и др.), имея при этом высокое качество урожая и прочие полезные для промышленного производства свойства, говорит о многом. Изменится, предположим, ситуация с законом, поднимется покупательская способность населения, появится спрос на другие сорта - мы сможем предложить на любой вкус и цвет.
Беседовал Сергей Малай
Журнал "Деловой крестьянин" №4 (апрель, 2008)