Нас опять берут за «горлышко»

Подорожают спиртное, сигареты, бензин и плацкартные билеты.

Новый год близится к нам со всё новыми ценовыми сюрпризами. Начать с того, что Росалкогольрегулирование предлагает в целях борьбы с подделками установить розничную цену шампанского не ниже 115 рублей за бутылку (0,75 литра). Так что запасаться этим напитком к романтической встрече любимого праздника надо бы заранее, пока инициатива чиновников не обрела реальную силу.

Сегодня мы, россияне, в зоне повышенного внимания властей. Вот, например, Минздрав намерен в разы увеличить акцизы на табачные изделия. Дескать, уменьшится количество курящих. Может, оно и так. Но бросят вредную привычку далеко не все, а рынок наводнит дешёвая, недоброкачественная контрабандная продукция. Тем временем парламент готовится обсудить законопроект об индексации акцизов на ближайшую трёхлетку. В том числе на бензин, вина, пиво, автомобили. Соответственно, поднимутся розничные цены.

И всё – под видом заботы о здоровье населения. Это касается и бензина, автомашин. Дескать, не покупайте, не заправляйте горючим. Чище будет воздух, спокойнее жизнь. А растущие как на дрожжах коммунальные тарифы? Их повышают с завидной регулярностью, уже не затрудняясь сколь-нибудь весомыми аргументами в необходимости такой меры.

На днях озвучена ещё одна инициатива, заставившая вздрогнуть миллионы мобильных граждан. С 2013 года «РЖД» намерены повысить стоимость плацкарты в поездах аж на шестьдесят процентов. Потому что госбюджет предусматривает снижение объёма субсидий на пассажирские перевозки. Льготы предлагается оставить лишь для молодёжи до 23 лет и пенсионеров.

Это заявление, с которым выступил вице-президент ОАО «Российские железные дороги» Михаил Акулов, выглядит по меньшей мере странно. Ибо несколькими днями раньше министр транспорта Максим Соколов, выступая перед депутатами Госдумы, уверял: рост железнодорожных тарифов будет ненамного выше теперешней инфляции.

Подорожание затронет примерно 70 процентов пассажиров. Сейчас при средней стоимости билета 1 200 рублей четыреста из них платит государство. Чтобы покрыть эту разницу, по мнению М. Акулова, требуется 36 миллиардов рублей. Минфин обещает в два с лишним раза меньше. Пусть «РЖД» повышают эффективность собственных расходов, посоветовал глава его, Антон Силуанов.

В экономическом блоке правительства, комментируя ситуацию с возможным удорожанием плацкарты, предлагают исходить из «принципа нуждаемости», как уже сложилось на авиалиниях. Там государство предусматривает скидку для тех, кто либо учится и не работает, либо живёт на пенсию. То есть до 23 лет и за шестьдесят – для мужчин, 55 – для женщин. А трудоспособное население само в состоянии оплачивать полную стоимость билета.

С чем категорически не согласны прежде всего сами граждане. Дороговизна проезда на всех видах транспорта и без того разобщает города и сёла, области, республики, их жителей. Поездка к родственникам, по делам или на отдых становится весьма обременительной для семейного бюджета. Так что задачи, которые «РЖД» выполняют, по сути, государствообразующие, социально ориентированные. За прошлый год железная дорога перевезла около 1,2 миллиарда человек. В случае снижения объёма субсидий федеральная пассажирская компания «РЖД» намерена отменить 235 поездов, наполовину сократить количество плацкартных вагонов, закрыть девятнадцать депо и уволить пятнадцать тысяч сотрудников.

Антон Силуанов как бы дезавуировал заявление коллеги Максима Соколова, который сказал, что госбюджет выделяет на финансирование пассажирских перевозок по тридцать миллиардов рублей. И ещё 25 миллиардов – на субсидирование пригородных электричек. Так, мол, будет и впредь. Очевидно, отметил он далее, возможен рост тарифов, однако ненамного выше уровня инфляции. Но 60 процентов никак не укладываются в это самое «ненамного».

С другой стороны, возможно, и прав глава Минфина, упрекая «РЖД» в нецелевом, неэффективном использовании средств: на содержание футбольных клубов и прочее. «РЖД», полагают оппоненты, могут сохранить нынешнюю стоимость билетов, если станут развивать инфраструктуру, лучше использовать внебюджетные средства, облигации, ценные бумаги. То же самое можно сказать и о нефтяниках, газовиках, о коммунальной сфере, других структурах, где привыкли перекладывать свои издержки, зачастую неразумные, на потребителя.

Чем закончится конфликт «РЖД» и Минфина, станет ясно, когда сверстают бюджет на 2013 год и ближайшую трёхлетку. Скорее всего, возобладает приведённый выше «принцип нуждаемости». Только, в отличие от шампанского, плацкартой на поезда запастись впрок невозможно.

Александр ДЕМИДОВ
г. Москва

Выразить свое отношение: 
Рубрика: Экономика
Газета: Газета Крестьянин