«Образование надо оценивать на выходе, а не на входе»
22.11.2012 13:42
Так считает ректор Ростовской государственной консерватории (академии) им. С.В. Рахманинова Александр Данилов.
Ростовская консерватория стала своеобразным камертоном несостоятельности мониторинга, проведённого Минобрнауки России для оценки эффективности работы высших учебных заведений. Уже в первые дни после опубликования «чёрного списка», куда по недоразумению – не иначе – попала и консерватория, возглавляющий её народный артист России, профессор А.С. Данилов обратился к чиновникам высокого ведомства с открытым письмом, в котором предметно доказал, что академия – один из самых динамично развивающихся музыкальных вузов страны в последние двадцать лет. На шести факультетах и семнадцати кафедрах готовят высокопрофессиональных специалистов-музыкантов по всем существующим музыкальным программам; из общего штата преподавателей 89,8% – профессора и доценты, доктора и кандидаты наук, большинство из них народные и заслуженные артисты России, заслуженные деятели искусств России. Выпускники Ростовской консерватории успешно работают не только в ведущих театрах страны, но и в двадцати странах Европы, Америки, Азии. Десятки студентов ежегодно становятся лауреатами и призёрами престижных международных и всероссийских конкурсов. Ростовская – единственная из периферийных консерваторий, которая ежегодно на протяжении 20 лет, в отсутствие собственного концертного зала, осуществляет полные постановки дипломных оперных спектаклей. И этим список уникальных достижений коллектива не ограничивается. Тем не менее ответа из Министерства образования и науки России, почему же при таких очевидных успехах консерватории она попала в число неэффективных вузов, не последовало.
Спустя пять дней, 10 ноября, Александр Данилов обратился к министру культуры РФ В. Мединскому с просьбой освободить его от занимаемой должности. Когда на состоявшейся 14 ноября в областном Доме журналистов пресс-конференции Александра Степановича спросили, не поторопился ли с просьбой об отставке, он ответил: «На миру и смерть красна. Отработал 25 лет, и мы с гордостью смотрим на это время. Столько было достигнуто». Столь мужественный поступок, по-настоящему рыцарский, не вписывается в современность. У нашего времени иные герои – распродающие Родину, безответственно и безнаказанно разваливающие то, что создавалось десятилетиями во славу нашего государства. Потому не удивительно, что ни Министерство культуры, ни Министерство образования до сих пор никак не отреагировали на заявления ректора Данилова. С грустью говорил Александр Степанович об окладах своих подчинённых: «У меня-то зарплата приличная, с ректорами заключают отдельные договоры, нам рты жалованьем закрыли. А профессора консерватории, ученики которых занимают первые места на международных конкурсах, получают 13 тысяч рублей».
Рассказывая о такой вопиюще несправедливой финансовой оценке труда преподавателей высшей школы, не знал ещё Александр Данилов, что у министра образования и на этот счёт есть своё, особое мнение. Несколькими днями позже Дмитрий Ливанов обвинил в неэффективности преподавателей вузов, у которых низкая зарплата. Он сказал, что зарплату 20-30 тысяч рублей в месяц получают лишь педагоги невысокого уровня и он-де знает вузы, где специалисты зарабатывают 50-60 тысяч рублей.
После этого не остаётся сомнений, что такой управленец просто не в состоянии понять ни смысл самоотверженного поступка ректора, ни его убеждение, что эффективность учебного заведения логично оценивать не по тому, с какими баллами по ЕГЭ принимают в творческий вуз абитуриентов, а по тому, насколько профессиональными покидают они его, насколько умеют взрастить и раскрыть здесь их таланты.
Как едино совсем ещё недавно было всё наше общество, ожидая отставки Андрея Фурсенко, наломавшего немало дров в системе образования. Сегодня впору процитировать Некрасова: бывали хуже времена, но не было подлей.
Выразить свое отношение: