Утро новой жизни
В Москве завершился 24-й Всероссийский съезд фермеров. Он не смог рассеять тревогу аграриев относительно выживания в условиях ВТО, однако дал надежду на грядущее увеличение господдержки. Главный вопрос теперь – хватит ли этих средств для дальнейшего развития российского АПК? Очевидно пока только одно: возврата к прежней жизни у селян уже не будет.
...Это был не дежурный съезд. Важность события как-то изначально осознавалась всеми его участниками. В российском АПК закончилась прежняя эпоха; страна вступила в ВТО, система господдержки кардинально меняется. И ещё неизвестно, кто кого сборет: жирный кит бесконтрольного импорта, напичканный субсидиями, или хромой слон отечественного протекционизма.
Но в отличие, например, от тамбовского съезда в 2011-м, на этом почти не было злой, напряжённой нервозности. Тогдашнее собрание больше походило на грозовую тучу: если бы Владимир Путин не произнёс свои знаменитые слова о том, что «российское фермерство состоялось», и не решил тут же (на бумаге) несколько проблем, неизвестно, чем бы кончилось дело. Московский съезд, кажется, прошёл в сложном, но всё-таки доброжелательном диалоге. Скептики и оптимисты разделились в зале примерно пополам – видимо, в зависимости от того, была ли в их регионах засуха и велики ли вложения в животноводство.
– Мы приехали сюда с тревогой и надеемся, что прави- тельство нас услышит, – сказал с трибуны один из фермеров. И выразил этими словами суть происходящего.
Первые потери
А тревожиться фермерам есть от чего. Одна из главных забот – постоянное повышение доли импорта на рынке продовольствия. Россия только начала осваиваться в рамках ВТО, а зарубежные поставщики уже расчистили дорогу на здешние прилавки. Причём наступление началось по всем фронтам и за полгода до подписания решающих бумаг.
– Присоединение к ВТО произошло в неблагоприятный для крестьян момент, – считает президент АККОР Владимир Плотников. – Три года недобор урожая из-за засухи, долги по кредитам... Мы имеем нестабильные цены на нашу продукцию, но стабильный рост цен на ГСМ, удобрения, технику и т. д. И при этом импорт в 2012 году усилился по всем направлениям! Особенно поражает ситуация на молочном рынке, импорт вырос на 20%. Птицеводство – благополучная отрасль, но и там увеличение – 12,5%.
По словам Владимира Плотникова, величина импорта в прошлом году в денежном выражении составила почти 1,5 трлн рублей.
– Это в десять раз превышает федеральные расходы на сельское хозяйство за год! – возмущался президент АККОР. Для сравнения – в 2013 году федеральный центр планирует потратить на поддержку АПК около 173 млрд рублей.
Наплыв импортной продукции сопровождается падением цены на отечественную. Особенно достаётся, конечно, животноводам – тарифная защита от импорта сократилась в первую очередь в этой отрасли. Стоимость свинины упала на 30-35% (до 65 рублей за кг) ещё в начале 2012-го. При этом из- за засухи на столько же подорожали комбикорма и фураж.
На низкие закупочные цены жаловались на съезде и овощеводы. Картошку летом им приходилось продавать по 3-4 рубля за килограмм, помидоры – по два. При этом торговые сети только наращивают поставки овощей из Египта, Израиля, Германии... Всего в 2012 году в страну ввезено 3 млн тонн овощей.
От распахнутых настежь границ выигрывают пока только зерновики. ВТО сняла для них последние преграды на пути к увеличению экспорта – в первую очередь, масличных культур. До недавнего времени экспортная пошлина на эту группу была, по сути, запретительной. Импорт зерна (не считая риса) нашим растениеводам не страшен, гораздо сильнее они зависят от ситуации на мировых рынках. Там пока всё неплохо. Но если заглядывать в перспективу дальше чем на один шаг, то становится очевидно: неограниченный импорт рано или поздно ударит и по этой отрасли.
– Мы просим срочно прекратить бесконтрольный ввоз животноводческой продукции по демпинговым ценам! – переживал в своём выступлении глава оренбургского КФХ «Мария» Александр Хижняк. – Мы это рассматриваем как экономическую диверсию против России! Если будет сокращаться отечественное животноводство, скоро уменьшится и внутреннее потребление зерна...
Что это значит, понять несложно: снижение спроса, падение цен на фураж и прочие прелести перепроизводства.
Ответить толком на претензии фермеров чиновники так и не смогли: ослабление тарифной защиты прописано в договорах ВТО, и обучаться их тонко обходить мы будем, похоже, ещё долго. Но была одна неоригинальная мера, на которую фермеры на съезде уповали особенно сильно: резкое увеличение уровня господдержки.
Как раз вокруг этого на съезде и развернулись настоящие баталии.
Мечты, мечты...
– Вступление в ВТО – это, с одной стороны, конечно, плохо, – рассуждал с трибуны саратовский фермер Алексей Седов. – Но с другой стороны, это же и хорошо! Сейчас сразу станет понятно, много мы получаем поддержки или мало. Раз мы должны конкурировать на равных с Западом, то должны и на равных получать, так? Как минимум две тысячи рублей на гектар!
...Последняя реплика утонула в громогласных аплодисментах.
В 2013 году в России начинает действовать субсидия из расчёта на гектар пашни. Это одна из мер поддержки, адаптированных властями к условиям ВТО. По мысли чиновников, она должна будет заменить ряд других – в первую очередь, льготные цены на ГСМ, субсидии на удобрения и на выплату процентов по краткосрочным кредитам. Учитывая, что за основу расчёта принимается гектар пашни, чиновники надеются, это стимулирует фермеров показывать истинные площади обрабатываемой земли. И уточнить тем самым статистические данные.
В общей сложности на «погектарку» в текущем году выделяется 15,2 млрд рублей, плюс 10 млрд правительство обещает накинуть сверху. На один гектар выходит, с региональной доплатой, около 430 рублей, подсчитали чиновники. Выплаты субсидии ещё не начались, а их размер уже неоднократно раскритикован аграриями. Впрочем, вполне обоснованно.
– В прошлом году объём финансирования фермерских хозяйств Ставрополья из всех бюджетов составил 626 млн, или 700 рублей на гектар, – подсчитал глава краевой АККОР Виктор Пыленок. – За счёт льготного дизтоплива получалось ещё 180 рублей на га. Итого – почти 900. А сейчас – 300 рублей. Это просто кошкины слёзы! Дайте нам полторы тысячи на гектар – и будет достаточно!
Просьбы увеличить размер субсидии многократно повторялись почти во всех выступлениях. Что характерно, больше трёх-четырёх тысяч аграрии не просили, хотя даже эти суммы в разы меньше, чем на Западе. То ли и впрямь таких денег должно хватить, то ли решили для начала не «грубить». Европейские фермеры, наверное, тоже когда-то начинали с подобных сумм...
– Уровень заявленной поддержки никак не соответствует масштабам поставленной задачи – стать крупнейшим в мире поставщиком продуктов питания! – высказался и Владимир Плотников. – Каков уровень поддержки у наших зарубежных партнёров? Франция – 387 евро на гектар, Германия – 444, Нидерланды – 544, Финляндия – 954. В среднем по Евросоюзу на один га выделяется 365 евро, или 14 тысяч на гектар. Наши лимиты по ВТО составляют девять млрд долларов в год. Мы тратим всего четыре. Есть ли у нас дополнительные средства? Есть! Золотовалютные резервы страны достигают 500 млрд долларов, и недостающие пять миллиардов – всего один процент от них. Ну почему их не потратить на село? Говорят, много ума не надо, чтобы просить денег. Но если сегодня не направить в сельское хозяйство десятки миллиардов, то завтра не спасут и сотни, – отметил президент АККОР.
Хитрые фермеры, конечно, тоже окинули взором округу и быстро нашли ещё один источник финансирования АПК.
– Может, это и прозвучит кощунственно, но развитие сельского хозяйства должно быть в приоритете перед проведением Олимпийских игр в Сочи и построением моста на остров Русский! – этой фразой глава алтайского КФХ «Наука» Валерий Абронов тоже сорвал бурные аплодисменты. Опоздал, конечно, с советом, но ведь на носу у нас чемпионат мира по футболу – 2018...
Министр сельского хозяйства России Николай Фёдоров, кстати, полностью согласился с фермерами: увеличивать господдержку надо, будем. Но... произойдёт это не прямо сейчас.
– Есть такая игра цифр – сопоставлять, сколько на гектар платят в Финляндии, сколько в Америке, а сколько в России, – голос г-на Фёдорова был одновременно и участлив, и строг. – Но надо серьёзно подходить к вопросу. В Финляндии сельское население – это максимум 5-10% от общего числа! У нас – 30%. Число занятых в сельском хозяйстве Нидерландов – 2%. А у нас – 10-12%. Здесь возникает проблема исторической отсталости развития нашего аграрного сектора...
Чиновников отчасти можно понять – погектарную поддержку им пришлось внедрять в короткие сроки, без раскачки. Ещё два года назад на тамбовском съезде Владимир Путин раскритиковал эту идею. А уж если г-н Путин что-то критикует... Впрочем, спустя время ВТО внесла свои коррективы даже в эту тонкую сферу.
– Нам необходимо первый год посмотреть, как субсидия будет работать, – терпеливо объяснял аграриям замминистра сельского хозяйства Александр Петриков. – Я убеждён, что 430 рублей – это минимальная сумма. Она будет увеличиваться.
Такой настрой в руководстве Минсельхоза, конечно, не может не радовать.
К слову, первые подтверждения словам министра и его зама нашлись тут же, на съезде. Как сообщил Николай Фёдоров, на последнем совещании глава правительства Дмитрий Медведев принял доводы Минсельхоза и согласился добавить к уже запланированному 131 млрд рублей ещё 42,2 млрд – чтобы хорошо провести посевную. Средства пойдут на увеличение общей суммы «погектарки», помощь животноводам, а также на субсидирование краткосрочных кредитов на полевые работы и техническую модернизацию АПК.
Сложные литры
Тяжёлая ситуация в животноводстве побуждает власти и здесь предлагать новые виды господдержки. Например, выделять 15 млрд рублей на компенсацию за «удорожание кормов». Как уже было сказано, в минувшем году цена на мясо упала на треть, при том что затраты на его производство только возросли. Методика расчёта компенсации сейчас разрабатывается, никаких подробностей пока не сообщают. Но предполагается, что все выплаты должны произойти в первом квартале 2013 года.
Ещё одна «новинка» сезона – субсидия на литр произведённого или самостоятельно переработанного молока. Она предоставляется товарным производителям молока высшего и первого сорта, исключая ЛПХ. Требования к качеству продукции: жирность не менее 3,4%, белок – от 3%. Размер субсидии на молоко высшего сорта, по расчётам, в три раза больше, чем на молоко первого. Общая величина поддержки в 2013 году составит 9,5 млрд рублей.
Если в «погектарке» фермеры критиковали в основном маленький размер выплат, то «молочной» субсидии досталось за саму процедуру реализации. Наибольшее возмущение вызвало требование властей подтверждать качество и сортность молока в независимой лаборатории. По мнению селян, это закроет доступ к субсидии мелким фермерам, которые сами продают молоко на рынке. Брать нужные справки им либо негде, либо дорого.
...«Молочные» субсидии критиковал и председатель правления Национального союза производителей молока Андрей Даниленко:
– Нам сейчас предлагают: дотация для тех, у кого молоко первого сорта, в три раза меньше, чем у кого высший сорт. Мне непонятно – первосортное молоко что, пить нельзя? Почему такая разница? Ладно, допустим, мы решили улучшить качество молока в стране. Но возникает вопрос: кому мы сдаём это молоко? Заводу. Кто определяет качество нашего молока? Завод! Соответственно, каждый из нас получит дотацию в зависимости не от реального качества, а от умения договориться с перерабатывающим заводом. Так мы качество регулируем или умение договариваться? – задавался вопросами эксперт.
Впрочем, Николай Фёдоров к тому времени уже высказал свою позицию:
– Если мы эти 9,5 млрд направим всем производителям молока, то получится по 30-40 копеек на каждый килограмм. Это не поддержка – это просто издевательство над крестьянином! Мы либо размажем всё по тарелке, либо добьёмся качества. В России только 30% производимого молока соответствует европейским стандартам. Нам любое молоко не нужно. Нам нужно качественное молоко! – несколько раз подчеркнул министр.
При этом, оговорился он, принятые методики и правила в рамках госпрограммы не являются «священной коровой».
– Если мы увидим, что нужно что-то корректировать, то в считанные недели и дни будем это делать, – заявил Фёдоров.
Тень Тамбова
...Семейные молочные фермы – один из видов поддержки, за который фермеры не раз благодарили власти (правда, всё равно сетуя на недостаток финансирования и сложности попадания в программу). Но, по словам аграриев, фермы – это одна из немногих «путинских» мер, озвученных на тамбовском съезде, которая воплотилась в жизнь. О других инициативах такого пока не скажешь. Например, до сих пор не решена проблема оформления фермерских земель в собственность. На компенсации для этих целей были выделены рекордные средства – почти 1,5 млрд рублей. Но в прошлом году фермеры смогли освоить из них только 3,7% процента.
– Люди по 20 лет работают на земле, не могут оформить её в собственность, а теневой рынок при этом процветает! – не скрывал правды от собравшихся Владимир Плотников.
Да и выкупить землю за 15% от кадастровой стоимости зачастую выходит слишком дорого. Даже 15-процентная доля оказывается выше, чем полная рыночная цена на землю. Таковы методики её расчёта.
– Субсидирование затрат – это всё частности, – считает председатель АККОР Калужской области Герман Фрей. – Надо смотреть шире. Ведь речь шла о создании полноценного механизма по обеспечению фермера землёй. Крестьянин не должен заниматься всей этой волокитой! Он должен прийти к властям и спокойно взять землю в аренду или выкупить. И вот этого-то как раз не происходит. И последнее. О том, что нам разрешат строить дома на фермерских землях, власти говорили ещё два года назад. Вроде и законопроект подготовлен. Но он не принят до сих пор...
Программа замены старой техники, которую реализует «Росагролизинг», – ещё один отголосок тамбовского съезда. Программа рассчитана на три года и должна была продлиться до 2014-го. Согласно ей, только в прошлом году компания поставила селянам более 4 тысяч единиц техники. Однако, как рассказала собравшимся представитель компании, на сегодня официального распоряжения о дополнительном финансировании «Росагролизинга» пока нет.
– Мы работаем над тем, чтобы этот вопрос разрешился в вашу пользу. Из собственных резервов мы изыщем денежные средства, но их объём, конечно, несопоставим со сформировавшейся потребностью, – отметила она.
Как позже уточнил Николай Фёдоров, в Минфин уже отправлена заявка с просьбой докапитализировать в 2013 году «Росагролизинг» на 10 млрд рублей.
Защитник?
Итоги съезда и своё будущее участники оценивали с осторожным оптимизмом: ВТО впереди, конкурировать будет сложно, но есть надежда, что правительство не «кинет».
– Что ж, поработаем с этим погектарным субсидированием, поглядим... – размышлял напоследок алтайский фермер Валерий Абронов. – Думаю, за первый год работы и механизм отладится, и суммы добавятся. Скорее вего, сейчас даже министр не представляет себе всех деталей. Сильные хозяйства, которые получали много субсидий, пока однозначно в проигрыше, а те, кто был слабым, немного подравняются...
По словам президента донской АККОР Александра Родина, съезд прошёл удачно: фермерам удалось донести до Минсельхоза свою позицию по поводу работы в условиях ВТО.
...Кажется, российские крестьяне, давно истосковавшиеся по министру, который реально разбирается в проблемах села, вдруг увидели в Николае Фёдорове долгожданного защитника и помощника. Справедливости ради, он и сам с готовностью вызвался на эту роль.
Во всяком случае, сказал слова, которые все очень хотели услышать.
О статусе фермерства:
– Настоящая Россия для меня – это российское село. И здесь фермерство всё больше играет «селообразующую» роль. По этой причине историческую значимость российского фермерства невозможно переоценить.
Об измененении статуса земель сельхозназначения:
– Тут не может быть двух толкований – мы должны на уровне федеральных стандартов гарантировать, что земли сельхозназначения будут иметь особый статус защиты.
О региональных властях и лоббизме:
– Успех развития аграрного сектора в регионе во многом зависит от того, какой там губернатор. И каковы у него приоритеты. Я общаюсь с губернаторами и иногда просто обалдеваю, насколько некоторые из них далеки от вопросов АПК. Нам с вами есть над чем работать. Нам с вами. И вместе преодолевать непонимание и сопротивление региональных властей. Минсельхоз к вашим услугам в плане организации давления на регионы. Это нормальная, цивилизованная политика. Но понадобится и организованность – ваша. Пока что я наблюдаю недостаточный лоббистский потенциал фермерского движения.
Об инфраструктуре для семейных ферм:
– В рамках реализации госпрограммы будем предъявлять региональным властям ряд новых требований. В частности, за счёт бюджета подключать производственные объекты фермерских хозяйств к инженерным сетям, включая строительство дорог с твёрдым покрытием. При этом отсутствие инфраструктуры не должно быть препятствием при отборе хозяйства на получение гранта либо субсидии.
Насколько правильный выбор сделали селяне, покажет ближайший агросезон. Но с новым защитником или без – очередная эпоха в жизни российского фермерства уже началась.
Тимур САЗОНОВ
г. Москва