От койко-места до студенческого братства

Ректор ЮФУ разочаровалась в студентах, а студенты по-прежнему требуют, чтоб их услышали

Мы уже писали о нешуточном конфликте, разгоревшемся вокруг общежитий Южного федерального университета (см. материал «Не-со-глас-ны!», «Крестьянин» № 32). Напомним, в самом конце июля, когда большинство студентов в отъезде – на каникулах или на практике, – неожиданно возник приказ, согласно которому жильцов нового кампуса должны были срочно перетасовать: в первую очередь заселить первокурсников, а «старичков» переселить – кого куда.

Новый порядок подразумевал и ежегодное переселение народов из комнаты в комнату, и принудительное выселение на лето, и ещё много чего. Вряд ли руководство ЮФУ ожидало такой реакции: студенты, живущие в общежитии, объединились и громко заявили о своём несогласии. Коллективное обсуждение проблемы с проректором Владимиром Кириком не дало ровным счётом ничего. Главного результата студенты ждали от встречи с ректором Мариной Боровской.

Не хотим играть в пятнашки

– Вы меня разочаровали, – заявила Марина Александровна. Шёл второй час разговора, 120-я – самая большая – аудитория мехмата раскалилась от жары и от эмоций. – Почему койко-место в общежитии уже третью неделю вызывает столько переживаний?

Когда тратится так много времени на обсуждение имущественных прав – это уже говорит о появлении в студенческой среде опасной идеологии «своего хозяйства», – так вкратце можно сформулировать основную мысль ректора. Дескать, живущие в новом комфортабельном кампусе держатся за своё место и не хотят делиться с теми, кто живёт в старых общежитиях.

Выступающие немного растерялись. Будь они чуть старше и опытней в спорах, они могли бы повторить то, о чём говорили в кулуарах: да, мы бьёмся за своё койко-место, потому что это наш единственный дом. А об идеологии «своего хозяйства» хорошо говорить, когда оно, это хозяйство, есть в наличии. А не в ситуации, когда и с твоего койко-места тебя могут попросить в любой момент. 

Но они этого не сказали: нас же всех с детства учили, что с трибуны следует говорить о высоком – о студенческом братстве, например, в отсутствии которого ректор обвинила собравшихся. Напомнили лишь о том, что места в новом комфортабельном кампусе они честно заслужили: ведь при заселении туда учитывались все их студенческие достижения, перечисленные в представлении от факультетов. И о том, что живущим в старых общежитиях тоже совершенно не нравится идея каждый год играть в «пятнашки» – так студенты окрестили идею регулярных переездов из комнаты в комнату. 

– Я не буду заниматься вопросами расселения, – продолжала Марина Боровская, – это дело студенческого самоуправления. Но вы ничего конструктивного не предлагаете, поэтому, на мой взгляд, стоит принять тот порядок, который изложен в приказе.

Компромисс найден?

Немного странно было это слышать, потому что весь первый час студенты как раз и пытались достучаться до руководства со своими предложениями. Решение Совета обучающихся заранее распространили по общежитиям и – уже с подписями – представили руководству. 

Главное требование – «никаких переселений» – высказал аспирант физфака Валентин Кравченко, неформальный лидер и «голос студенческого кампуса». 

– Студенты, живущие в старых корпусах, тоже хотят быть уверенными, что, вернувшись с каникул, они не окажутся в другой комнате. Что все усилия, затраченные на приведение прежней комнаты в порядок, не пропадут даром, – поддержал его председатель студсовета общежития 5 «б» (старого) Валентин Гусаченко.
– Почему этот вопрос встал в тот момент, когда большинства студентов нет в городе? – упорно спрашивал зал.
– Вам говорили об этом ещё весной, – возразила Марина Боровская.
– Кто об этом слышал? – в зале поднялось всего несколько рук.

Противостояние грозило затянуться, но прозвучало компромиссное решение, неожиданно вызвавшее одобрение ректора: пусть факультеты ещё раз подтвердят, что люди, живущие в новом кампусе, этого достойны. Недостойных (и нарушителей порядка, естественно) попросить вон. А первокурсников селить на свободные места. 

Впрочем, этот порядок ещё предстоит обсуждать, переделывать, утверждать...

Ко мне пришли люди

– Совет студгородка первым забил тревогу, когда стало известно об этом приказе. Подключился Совет обучающихся, – говорит неформальный лидер Валентин Кравченко. – И ко мне пришли люди...
– А почему к вам?
– Потому что я уже неоднократно засвечивался в ситуациях, где нужно было отстаивать свои права. Я не люблю словесных реверансов, прямо говорю ректорату о том, что мне не нравится. 
– Ректор обвиняет студентов в том, что студенческое самоуправление не работает. Это справедливо?
– У нас его практически нет, – говорит Валентин. – Студентам это неинтересно, пока их что-то не затронет лично – как в этот раз. И руководство на практике особо не поддерживает идею самоуправления.

Сейчас Валентин вместе с и. о. председателя Совета обучающихся Данилом Алексеенко и главой Студенческого совета студгородка Алексеем Апанасенко ведут переговоры с руководством. Чем дело кончится – пока неясно.

Анна КОЛОБОВА
Фото Анастасии Самохиной

Выразить свое отношение: 
Рубрика: Образование
Газета: Газета Крестьянин